С чего начать?
Для начала нужно различать портфолио персонального стилиста и того, кто работает в модной индустрии, будь то масс-маркет или high fashion. Подстроить уже имеющиеся наработки под клиента, о котором вы ничего еще не знаете, довольно проблематично. Вместо этого лучше познакомиться лично и пройти собеседование.
Екатерина Деева, куратор программы «Стайлинг и имиджмейкинг»:
«Представьте, ко мне приходит новая клиентка, которая никогда раньше со мной не работала, и просит мое портфолио. Я показываю фотографии девушек отличного от нее размера, типажа, с другим бюджетом и жизненными обстоятельствами. Это абсолютно другой набор вводных данных, который не может ничего сказать именно этой клиентке обо мне как о профессионале.
В последнее время я часто думаю об этом. Когда у меня спрашивают портфолио, я прошу посмотреть мои социальные сети или поговорить со мной по телефону или видеосвязи. Я предлагаю клиенту встретиться лично, пообщаться и познакомиться.
В классическое портфолио профессионального стилиста с фотографиями „до/после“ я не верю».
![1.jpg 1.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/5b9/5b998c2b45fa28a7874891064a78f26a/f9fd595be1cf1b910250d7aed330b9c7.jpg)
Фото: часть презентации Александры Левитиной
А вот для специалистов, нацеленных на работу с брендами, есть несколько лайфхаков, как выгодно представить себя будущему работодателю. Чек-лист Екатерины Деевой:
Привлекательное оформление и сторителлинг
Когда мы видим художественные решения, всегда интересно узнать их историю, — мы должны увидеть запрос и ответ на него.
В портфолио огромную роль играют привлекательное оформление и сторителлинг, который нацелен на то, чтобы показать, что умеет автор в рамках заданной темы. Это своего рода отражение пройденного пути. В портфолио может быть не только конечный результат работы, но и мудборды, описание команды (визажисты, стилисты, фотографы и так далее). Также там могут быть описаны локации, показан выбор моделей и другие детали.
Набор нестандартных концепций под ключ
Вам следует продемонстрировать, как вы применили интересную идею в контексте общей концепции бренда. Крайне важно подчеркнуть то место, где пересекаются ваши собственные убеждения и стиль с основополагающей концепцией бренда. Так становится очевидно, что вы способны на большее и с уважением относитесь к тому, что вам предлагают. Это поистине замечательно.
Чем больше нестандартных решений окажется в вашем портфолио, тем вероятнее, что заказчик обратит на вас внимание.
![2.jpg 2.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/16a/16ada5509727763d93a0362c2e7f56b0/ee1790d17d6f9967a2f485337e0ce582.jpg)
Фото: Бренд Silk&Soul в Harper’s Bazaar France, портфолио Александры Левитиной
Верность своему вкусу и работа в разных стилях
Профессионал должен демонстрировать умение работать в разных стилях, сохраняя при этом свой индивидуальный почерк. Важно показать, что вы способны решать разноплановые задачи, не отказываясь от своих эстетических предпочтений, идеалов и взглядов. Это значит, что у вас есть свой вкус и стиль, который вы можете применять в различных проектах.
Разнообразие моделей и попадание в тренды
Выбор модели — это лишь один из пунктов в разработке концепции и подготовке съемки. Исключение составляют только модельные тесты, где стоит задача снять модель и продемонстрировать ее индивидуальные данные. В остальных случаях первична идея. Это во-первых.
Во-вторых, если говорить в целом, то при выборе модели стоит ориентироваться на крупные тренды в моделинге. В частности, востребованы нестандартные и взрослые модели. Кроме того, стоит учитывать все инклюзивные темы, которые сейчас на поверхности.
![3.jpg 3.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/5b7/5b773a0c671072a36a0c2f055f486170/7ca283377b987ecc051139c366d40b37.jpg)
Фото: съемка для The Kingdom, портфолио Александры Левитиной
Нет погоне за цифрами и публикациями в СМИ
Я считаю, что на начальном этапе гнаться за цифрами и публикациями не стоит, так как это не будет иметь большого значения. Если у человека за плечами нет действительно впечатляющих достижений, таких как крупные финансовые обороты или работа с большими клиентами, то откуда взяться хорошим результатам?
Сопроводительное письмо под конкретное портфолио
Сопроводительное письмо — особенный пункт. В основной текст его включать, скорее всего, не стоит, но в качестве дополнительного аргумента такие важные факты, как работа в стрессовых ситуациях или плохих погодных условиях, если они действительно присутствуют в опыте, могут существенно повлиять на выбор в пользу этого человека.
Сопроводительные письма лучше иметь в нескольких вариантах, с разными акцентами. Или же можно адаптировать их под конкретную задачу, выделяя те качества и практические примеры, которые действительно могут быть полезны в данной ситуации.
Из теории — в практику
Выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг» Александра Левитина поделилась собственной историей успеха и обратила внимание на важные моменты в репрезентации своих профессиональных навыков.
Как выпускница Британки покорила Милан и Париж
Я — предприниматель и международный специалист в области создания личного стиля и имиджа, а также управления брендом, основала Aleksandra Levitina Fashion Services. Я работаю как с частными лицами, так и с модными брендами. Моя авторская методика «внешний образ как бизнес-актив» помогает моим клиентам стать более заметными, создать единый визуальный стиль и уверенно чувствовать себя в своей сфере.
В настоящее время я работаю в двух странах — России и Италии, а также консультирую клиентов по всему миру. В Милане меня пригласили стать членом закрытого сообщества талантливых предпринимателей города. Я консультирую по вопросам тренд-аналитики, ДНК, коллекции и визуальной коммуникации для итальянского бренда, который скоро выйдет на рынки Африки и Мальдив. В России я участвую в разработке проектов группы компаний Bosco di Ciliegi, связанных со стилем, имиджем и брендингом.
![4.jpg 4.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/b6b/b6be0cf4e93ab6157d1f7c374e556613/526966b57dc86a7911465be9d0b03409.jpg)
Фото: съемка для The Kingdom, портфолио Александры Левитиной
Также я выступаю в роли аккредитованного участника Недель моды в Милане и Париже. Регулярно делюсь своими экспертными публикациями и комментариями в таких изданиях, как «Известия», «Коммерсантъ Стиль», Wday, Business FM, «Ведомости», Lenta.ru и других.
В профессии я уже более четырех лет — с тех пор, как получила диплом Британки.
Одним из самых ярких моих проектов стало внештатное сотрудничество с домом Valentino, в рамках которого я участвовала в разработке флагманской коллекции для выхода на рынок Южной Кореи. Также я консультировала начинающий американский бренд, показ которого на Парижской неделе моды SS 25 Harper’s Bazaar France назвал «новым именем» и включил в рубрику шоу наряду с известными мировыми брендами.
Фото: кейс Valentino, портфолио Александры Левитиной
Я регулярно подтверждаю свою квалификацию, участвуя в мероприятиях с ведущими представителями мировой индустрии. Например, в прошлом году я стала сертифицированным экспертом LVMH — мирового лидера в мире моды.
Как составить портфолио — опыт выпускницы Британки
Красивое портфолио, безусловно, имеет большое значение в нашей сфере, ведь мы работаем в области визуальной эстетики и красоты. Однако, на мой взгляд, это лишь один из инструментов, который помогает подчеркнуть вашу профессиональную уникальность: ваш подход, почерк, навыки и компетенции. Также стоит учесть, что при работе с персональными клиентами существует вероятность конфиденциальности многих проектов или необходимости заключения договора о неразглашении.
У меня есть как открытое, так и закрытое портфолио с моими методиками, которые я демонстрирую в различных каналах коммуникации и на переговорах. Почти все мои клиенты выбрали меня благодаря тем ориентирам и ценностям, которыми я делюсь с аудиторией.
Я бы разделила свой опыт работы на три части, которые, по возможности, можно было бы представить вместе или со ссылками на соответствующие слайды.
Первая часть — это техническая, то есть резюме (CV). Хотя нет строгого регламента по его составлению, я бы посоветовала ориентироваться на примеры авторитетных специалистов на LinkedIn. Резюме следует готовить с самого начала, потому что с ростом карьеры оно будет требоваться все чаще, и если его не заполнять своевременно, то на это будет уходить все больше времени.
Вторая часть — представительная, то есть презентация о вас. В мою презентацию входят ключевые профессиональные факты обо мне в порядке убывания, фотографии известных клиентов, описание задач, над которыми мы работали, проекты и коллаборации, а также публикации в СМИ. Этот документ раскрывает вас как личность с разных сторон и дает представление о вашем профессионализме.
![6.jpg 6.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/258/2581f78bc9785232fbf3bf91402e28e5/d16e40f5ce746b3463ce3c3e7a8ca1e0.jpg)
![7.jpg 7.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/2f7/2f7d42c078fa7802ecfab5b6633ad18d/11bf588ca6a3a4020cf5b536db1c4f18.jpg)
Фото: стратегия стиля, портфолио Александры Левитиной
И наконец, третья часть — визуальная. Это работа с персональными клиентами, фэшн-съемки или неконфиденциальные слайды, демонстрирующие мою работу с брендами.
После ухода из Британки я вошла на рынок через узкую нишу — персональный стайлинг. Я сосредоточилась на одной, более-менее схожей целевой аудитории, использовала один онлайн-канал для продвижения — Instagram (Meta признана экстремистской на территории РФ), и несколько офлайн-каналов, один из которых — бизнес-комьюнити предпринимателей. Благодаря тому, что я постоянно работала над подходами и совершенствовала свой продукт, меня начали рекомендовать по сарафанному радио, и я быстро сформировала клиентскую базу, с которой работаю до сих пор. Для меня главный показатель эффективности выбранной модели — это возвращение клиентов спустя годы.
![8.jpg 8.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/2af/2afac14a6a0d119ad230359ef764c8b0/eabcb1360c7f08a0b1172605edc85631.jpg)
![9.jpg 9.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/b22/b22b12f4e86aa95cf7e2c84aed929594/557c689803480ae0680e388bcffab679.jpg)
Фото: подбор гардероба, портфолио Александры Левитиной
Определить точки роста и адаптировать портфолио
Мое портфолио раньше состояло из презентаций стратегий по стилю и имиджу, а также из разборов гардеробов. Когда я осознала, что мое развитие идет естественным путем, я задумалась, где еще могу применить накопленный опыт и двигаться вперед.
Определение точек роста — один из ключевых моментов в профессии, потому что без них можно застрять в состоянии стагнации. Важно учитывать свой психотип, сложившийся характер и иметь представление о том, как развиваться в профессии на ближайшие 3–5 лет. Если вы стали владельцем бизнеса, то, возможно, и на более длительный срок — на 10–15 лет. Для этого нужно анализировать макро-тренды и тенденции в индустрии и в мире в целом.
![10.jpg 10.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/e19/e190b872b78b26f600413594e436c1a1/d847b7330ad130c979a5c559bad001ab.jpg)
Фото: съемка для Pump, портфолио Александры Левитиной
В моем случае расширение произошло в сторону консалтинга не только для людей, но и для их компаний, а также для фэшн-брендов.
Я считаю, что портфолио должно соответствовать направлению и целевой аудитории, с которой вы планируете работать. Важно иметь целостное видение своей стратегии и пути развития.
Опыт, полученный в Британке, разделил мою профессиональную жизнь на до и после. Первые проекты у меня появились еще во время учебы. Это было бесценное время, когда я искала свои ориентиры и училась быть собой. На протяжении всего обучения мы с моими коллегами были сосредоточены на практике и создании реальных проектов для будущих перспектив. Я овладела навыками художественного мышления и консультирования, научилась создавать стилевые концепции для персональных клиентов, организовывать и проводить фэшн-съемки и многим другим полезным вещам.
Фото: пример мудборда
Британка заложила основы, к которым я обращаюсь в своей работе до сих пор. Одной из самых ценных возможностей, которые были открыты перед нами, была практика у ведущих мастеров в своих направлениях. Это было невероятно волнительно и ответственно. Так я собрала свое первое портфолио фэшн-съемок: в качестве участника команды Анны Гусевой для Manufactory 7, в качестве ассистента Кристины Касап для ESQUIRE Serbia, как стилист социально-благотворительного проекта «ЖИВИ» совместно с Московской школой фотографии и многих других.
Мне, как и нынешним студентам, было непросто. Я прошла через глубокие кризисы в профессии, но любой рост происходит поэтапно, и невозможно избежать неудач. Однако оно того стоит.
Сделать крутой поворот в карьере и получить все необходимые навыки, чтобы стать fashion-стилистом, имидж-консультантом или имиджмейкером, можно на программе «Стайлинг и имиджмейкинг». Здесь готовят специалистов, которые работают в индустрии моды, рекламе, коммерческой фотографии, печатных и цифровых медиа, а также создают образы для частных клиентов.
Фото обложки: съемка для The Kingdom, портфолио Александры Левитиной