Накапливая опыт в различных проектах — от радиоэлектроники до рекламы, строили собственный бизнес, участвовали в коллаборациях с известными брендами, работали в небольших агентствах, крупных студиях и холдингах, развиваясь вместе с индустрией. В статье расскажем, какие пути в карьере выбрали Владимир и Родион, почему решили преподавать и какие цели поставили перед собой как кураторы программы в Британке.
Владимир Шипилов: «Эта профессия для одержимых людей, которые не могут жить без дизайна»

Владимир Шипилов на интенсиве по промышленному дизайну в Британке (преподаватель, 2023), на Днях промышленного дизайна в Сколково (спикер, 2019), на выставке промышленного дизайна Eventi Fuorisalone Milano в рамках Недели дизайна в Милане (спикер, 2019).
«Промышленный дизайн — достаточно сложная профессия, требующая от человека большого объема знаний, развитой коммуникации, глубокого понимания технологии производства, маркетинга, методов проведения исследований и анализа полученных данных, а также развитых творческих и технических навыков (рисунок, визуализация, макетирование и 3D-моделирование).
Когда я пришел в профессию, особой востребованности на таких специалистов не было, как и денег: бум на цифровые продукты привел к тому, что UX-дизайнер мог получать больше, чем директор по промдизайну. Но если первый делал только часть целого (иконки, экраны приложений), второй отвечал полностью за продукт. К специалисту по промышленному дизайну могли прийти и попросить создать компьютерную мышку, и тогда ему приходилось отвечать на множество вопросов: от выбора материала и формы, компоновки электроники и проработки эргономики до запуска в производство. Не получится, что кто-то другой все решит, а ты просто нарисуешь изображение компьютерной мышки. Важно помнить, что промышленный дизайнер не рисует, он проектирует.
Как было раньше? Чтобы разработать и запустить в серийное производство продукт, бизнесу на старте всегда нужны инвестиции. В случае развивающихся стартапов, инвестиции поступали после защиты бизнес-кейса и показа концепта (тизера) инвесторам. В таких проектах дизайнеры рисовали множество симпатичных картинок, многие из которых были очень далеки от реализации. Да и построить бизнес удавалось тогда немногим: риска много, выручки — мало. Коллеги из студий могут подтвердить, что в какой-то момент многие переживали трудные времена.
В российском промышленном дизайне всегда были люди самоотверженные и горящими своим делом. Огромный вклад в обучение и создание современной российской школы промышленного дизайна, вложили существовавшие тогда студии, где через практический опыт и наставничество ковались профессиональные промышленные дизайнеры. Конечно, существовали кафедры, но людей в профессии оставляла только личная мотивация и заинтересованность. Выпускники профильных вузов не находили работы и уходили в смежные специальности. Ведь талантливый промдизайнер может и рисовать, и графикой, модой или мебелью заниматься, и даже работать как конструктор, если доучится.
Компании сегодня сосредоточены на производстве изделий, им больше не нужна картинка. Важно не просто получить деньги и жить на эти средства, а поставить конкретный срок выхода продукта, помимо этого продукт должен быть успешен в финансовом выражении. Поэтому сейчас рисовальщики не так востребованы, как люди с опытом. Сегодня запрос на промдизайн максимально правильный. Бизнес должен идти за живым, востребованным у потребителя, продуктом.
Я всегда четко понимал, что дизайн должен решать бизнес-потребность, а абстрактный дизайн никому не нужен. Этот опыт помогает мне разговаривать с бизнесом на одном языке.
Преподавать я начал в 2007 году, когда основал первую студию и понял, что квалифицированных специалистов на рынке нет. Вместе с коллегами стал обучать новых сотрудников, проводил в родном Калининграде международные конференции. Даже ходил в дома детского творчества и бесплатно читал лекции для подростков. Когда приехал в Москву, потребность передачи знания осталась.
Я понял, что индустрия не растет, ведь специалистов, которые могут что-то делать, крайне мало. А студенты, которые завершают обучение с нерелевантными знаниями и навыками, уходят из профессии. С этим посылом я пошел сначала на родную кафедру в Бауманку, потом в Британку. Вместе с Умберто Джираудо и Екатериной Черкес-заде в 2020 году мы обсудили возможность сделать ДПО, которое будет содержать релевантные знания и навыки для людей, переходящих из одной специальности в другую, позволит за короткий срок получить достаточно опыта и теории, чтобы быть востребованным на рынке и успешным в профессии.
Промышленный дизайн — это путь длиною в жизнь. Но мне с командой удалось создать уникальный курс, который может быстро и качественно переквалифицировать человека, получить актуальные знания и навыки, а также реальную практику и бесшовный вход в индустрию».
Родион Усаев: «Дизайн должен бить в две точки в теле человека: сердце и голову»





Проекты Родиона во время учебы в IED. Концепция зажигалки Arco (вместе с итальянским дизайнером Франко Пенелопе): фото реализованного продукта, защита проекта, 2013; коллаборации со стартапом IdeaFactoryStore, работающим с 3D-печатью (фигуры птиц для аддитивного производства), 2014.
«Когда я работал в Whirlpool, заказчиков в привычном понимании не было, а были проекты, которые нужно реализовать с различной степенью креативности в рамках дизайн-команд. Я разрабатывал дизайн утюгов, контейнеров для холодильников, ручек и манипуляторов, а также освоил применение виртуальной реальности для презентации дизайн-концепций.


Линейка паровых утюгов Digi Irons range для Hotpoint, 2018. Концепцию разработала легендарная дизайн-студия Makio Hasuike & Co, затем проект передали Родиону Усаеву и менеджеру по дизайну, которые работали над ним до выпуска в Европе и России.
В Studio Volpi я впервые начал разрабатывать дизайн-проекты по брифам заказчиков. Работал в команде с дизайнерами, которые имели богатейший опыт сотрудничества с международными компаниями на фрилансе, значительно повысил свои компетенции, но ушел через год: не устроили административные процессы.
В это время мне предложили работу в России. Я уехал из Италии, остался на связи с университетом. Уже пятый год являюсь официальным амбассадором IED. Участвую в офлайн- и онлайн-мероприятиях, рассказываю про опыт жизни и образования в Италии.

Работы Родиона Усаева для «Геоскана» (мультиспектральная камера для летательных аппаратов, которые помогают оценивать состояние сельскохозяйственных угодий), High-Tech Engineering (роботизированная собака с телом из композитных материалов икараоке-микрофон с 360-градусным контрапертурным динамиком), Clear Options (мобильная установки для очистки воды в водоемах и бассейнах).
В 2020 году я начал заниматься фрилансом, который вырос в небольшую студию USAEVDESIGN. За следующие пять лет я разрабатывал дизайн-проекты для компании «Геоскан», High-Tech Engineering, Gladiator, Bauman Design, Statio project, Tooba и других. Как практикующий дизайнер и арт-директор часть проектов делал самостоятельно, для остальных — привлекал специалистов. В 2022 году начал курировать проекты промышленного дизайна в Студии Артемия Лебедева. Мои задачи как куратора пересекаются с задачами арт-директора и ведущего дизайнера: повышать уровень проектов и квалификацию дизайнеров.
На онлайн-интенсиве Вадима Кибардина о промдизайне я познакомился с Владимиром Шипиловым. Через год Владимир предложил мне стать ментором дипломного проекта в Британке, в 2023 году — сокуратором направления «Промышленный дизайн». Вместе мы работаем над тем, чтобы качество программы было высоким и постоянно улучшалось. Еще через год я стал преподавать курс по VR- и 3D-визуализации в МИСИС и курировать некоторые проекты промышленного дизайна в производственно-торговом холдинге Smart Company.
Дизайн должен бить в две точки в теле человека: сердце и голову. Людям должен нравиться результат твоей работы, а головой они должны понимать, что это верно».



Родион Усаев на интенсиве по промышленному дизайну в Британке (кураторство, 2023), «Технофоруме» (спикер, 2024), форуме «Архипелаг» (организатор программы, 2024) и на круглом столе в рамках Design Drive (спикер, 2024).
О программе ДПО «Промышленный дизайн» в Британке
Главный инструмент дизайнера — мышление. Возможность мозга воспринимать информацию, критически анализировать и генерировать новые идеи — основа любого процесса проектирования. Поэтому программа построена по модульному принципу, с каждым модулем усложняя проектные задания, позволяя студентам использовать потенциал и обретенные навыки, заставляя думать, ставить правильные вопросы и критически мыслить.
В рамках дисциплины «Дизайн-проектирование» студенты получают проектное задание (основная задача модуля), а остальные дисциплины помогают получить релевантные знания и навыки для его выполнения. Принцип построения программы позволяет увидеть полную картину и на собственном опыте пройти весь путь от идеи до ее реализации, охватив такие сферы как дизайн, маркетинг, материаловедение, технология и производство.
Благодаря этому подходу у студентов появится большая «карта местности»: они свободно ориентируются в дизайн-среде, а полученным инструментарием можно пользоваться как в новой профессии, так и в смежных дисциплинах. Например, конструкторы используют промдизайн как часть знаний, глобально связанную с продуктом, для реализации своих прямых функций при разработки конструкции.
Учеба длится один яркий и насыщенный год. Учитывая короткий срок обучения и отсутствие жестких требований к навыкам, на программу приходят как бухгалтеры и юристы, математики и финансисты, конструкторы и проектировщики, собственники бизнеса и даже школьники, так и дизайнеры из смежных профессий (таких студентов около 20%). По итогу обучения в профессии остаются в среднем 60% студентов, что делает курс бесспорным лидером по индустрии. Хотя нужно отметить, что не все работают промышленными дизайнерами в штате, многие занимаются собственными проектами на фрилансе, создают собственные стартапы, консультируют.
Владимир Шипилов, куратор программы «Промышленный дизайн» в Британке:
«За время существования программы можно заметить тенденцию, что возраст абитуриентов снижается. В последние наборы мы принимали школьников, которые добились выдающихся результатов. Одна из таких студенток — Дарья Фрейманс — после окончания программы сама стала куратором курса по промышленному дизайну для детей в НИУ ВШЭ, а позже основала успешный стартап в инновационном центре „Сколково“. И я верю, что с полученными навыками Дарья не раз попадет в список Forbes „З0 до 30“. Но не только самые молодые студенты показывают себя на профессиональной арене. Например, Петр Дроздов страстно впитывал информацию каждое наше занятие, а теперь — штатный промышленный дизайнер в «Студии Артемия Лебедева», Илья Евтушенко успешно работает по специальности в компании Huawei, Лейсан Гатауллина — практикующий промышленный дизайнер и многократная победительница индустриальных конкурсов — основала собственный бренд и студию UNBER11.
Есть два требования к людям, которые приходят к нам на собеседование. Первое — мотивация и желание заниматься дизайном. И второе — трудолюбие. Программа курса очень насыщенная и динамичная, поэтому когда не хватает мотивации, помогает трудолюбие. Одной из основных целью курса я вижу не только навыки промдизайна, которые обязательно приобретают студенты, но и самоопределение, а также уверенность в выбранном пути.
Я видел много людей, которые получали второе высшее, но так и не поверили в свои силы, не нашли себя в новой профессии. А вот новое поколение более прагматичное, чем мы. Они хорошо понимают, чего хотят. Когда студенты получают точный трек, они быстрее достигают успеха».
Родион Усаев, сокуратор программы «Промышленный дизайн» в Британке:
«Мы считаем, что наша программа ДПО — лучший курс по промдизайну в России, у которого нет аналогов. К нам приходят студенты, которые учились в других вузах, и мы вместе с великолепными методистами Британки постоянно работаем над улучшением программы».
Краткая справка о кураторах
Владимир Шипилов
Вырос в семье радиоинженеров в Калининграде. Рано стал увлекаться радиоэлектроникой, в свободное время занимался рисунком и моделированием. Поступил на радиоинженерный факультет Балтийской государственной академии (1998-2004), три года работал инженером связи, в свободное время создавал цифровые 2D- и 3D-проекты. В 2007 году оставил инженерную карьеру и посвятил себя компьютерной графике, стал ведущим дизайнером компании «ТУТА ГРУПП» и одним из основателей компании CG VFX VIZART, где занимался архитектурной визуализацией, производством спецэффектов для кино и CG-анимации для рекламы.
После кризиса 2008 года в кино и рекламе наступило затишье. Работать удаленно с российскими и зарубежными компаниями стало сложнее, позже один из партнеров компании уехал работать в Dreamworks (США), второй — в студию Mainroadpost (Москва), поэтому через четыре года после основания компания закрылась, но успела реализовать сотни коммерческих проектов и подготовила талантливых специалистов. В том же году поступил в МГТУ имени Баумана на факультет промышленного дизайна (2011-2014), чтобы объединить любовь к инженерии и креативу в единый трек.
Через полгода с начала обучения его пригласили в биомедицинский кластер Westtrade LTD, чтобы основать отдел промышленного дизайна, разрабатывать медицинские устройства и заниматься проектами медицины будущего.
Также Владимир стал сооснователем студии «M+ARKA», в котором выполнял коммерческие проекты. С 2015 года активно выступал на конференциях, преподавал в Бауманке и Британской высшей школе дизайна, делая акцент на теоретическом фундаменте и практическом опыте. Работал внештатным консультантом в компании «Московский транспорт» при подготовке к Чемпионату мира по футболу (2018), был креативным директором в инновационном кластере «ТехноСпарк», а также работал приглашенным арт-директором в крупных студиях и компаниях. В 2018 году стал первым дизайн-директором в контуре «Ростех», где развивал промышленный дизайн на легендарном тульском заводе «Октава», а позже продолжил карьеру в компании «Трансмашхолдинг» (2021-2024), в которой отвечал за проектирование всего железнодорожного транспорта и получил много международных премий. В 2023 году был представителем от индустрии промышленного дизайна на встрече с президентом по вопросам креативных индустрий и участвовал в разработке стратегии развития промышленного дизайна в России. Сейчас Владимир — главный дизайнер продуктов в компании YADRO, лидере российской электроники.
Родион Усаев
Увлекался японской анимацией и размышлял о профессии художника, пока не осознал, что работа дизайнера открывает гораздо больше возможностей. Поэтому окончил факультет дизайна среды Уфимского государственного нефтяного технического университета (2008-2011, 2020). Это образование охватывало разные области и помогло сформировать общее представление о предметной направленности. Для получения более узкой специализации Родион переехал в Италию и поступил на факультет предметного дизайна Европейского института дизайна в Милане (IED, 2011-2014).
Во время учебы в Милане Родион участвовал в конкурсах и коллаборациях с другими брендами и дизайнерами. После окончания вуза стажировался и работал промышленным дизайнером в Studio&Partners, после чего его пригласили на ту же должность в Whirlpool (2017-2018), а потом в Studio Volpi (2019).
Промышленный дизайн — междисциплинарная область, и наша программа готовит специалистов, которые глубоко понимают предметный мир, культуру его проектирования, а также взаимодействие между искусством, дизайном, бизнесом и технологиями. Вы научитесь разрабатывать актуальные продуктовые предложения и управлять полным жизненным циклом продукта. Благодаря опытным преподавателям Британки и приглашенным спикерам из российской и международной индустрии, а также выездным мероприятиям, вы получите целостное понимание того, как устроена индустрия промышленного дизайна, какие перспективные ниши и форматы работы в ней существуют.
За время обучения вы создадите портфолио практических проектов и получите знания для успешной работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах или крупных производственных компаниях.