Композиция

Пример использования пропорции золотого сечения в композиции
Композиция в дизайне — это структурирование и организация визуальных элементов на плоскости или в пространстве, балансировка форм, цветов, текстур. Композиция отвечает за логику восприятия и эмоциональное впечатление.
Дмитрий Краснов, куратор программ «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс»:
«Композиция может быть направлена на создание визуально гармоничного художественного решения, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у аудитории. В таком случае композиция будет опираться на классическое правило золотого сечения и соответствующие пропорции — человек всегда воспримет такое визуальное решение благоприятно, а значит, и на информацию в таком дизайне тоже отреагирует более лояльно.
Однако не всегда композиционное решение ориентировано на гармонию и положительное впечатление. В некоторых случаях задача дизайнера прямо обратная — запутать зрителя, вызвать раздражение, эмоциональный дискомфорт. Чтобы добиться такого результата, можно, например, намеренно использовать графический или визуальный шум — это перенасыщение макета элементами и беспорядок в их расположении, отсутствие акцентов и приоритизации, а также неправильные шрифты и яркие цвета. Такой подход актуален для создания плакатов, билбордов, социальной рекламы.
Конечная задача композиции может быть любой, но сама задача есть всегда — и выбор композиционного решения зависит от конкретного проекта».

Айдентика палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова — работа студентки Виктории Шендерей / Фирменный стиль бегового клуба «Пробег» — работа студентки Александры Крамаровой. Программа «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Подробнее тому, из чего состоит дизайн, композиция, как создавать эффективный визуал и исправлять ошибки, учим на программе «Основы графического дизайна». За год вы погрузитесь в индустрию под руководством опытных кураторов. На программе можно освоить базовые знания: композиция, цветовая теория и роль цвета в дизайне, что относится к типографике и как ее использовать и развить другие важные для дизайнера скиллы. По окончании обучения вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании.
Если вы уже профи, в Британке есть «Графический дизайн. Продвинутый курс». Вы научитесь использовать в работе диджитал и крафтовые инструменты современного графического дизайна, мыслить вне шаблонов и стереотипов. На программе преподают практикующие и успешные профессионалы: арт-директора дизайн-студий, дизайнеры-креаторы с многолетним опытом работы в индустрии, художники-графики.
Что такое композиция в веб-дизайне
В веб-дизайне композиция — это структурное построение интерфейса, где элементы на странице расположены так, чтобы пользователю было удобно, понятно и легко их воспринимать. Художественное решение сочетает внешнюю логику с функциональностью, учитывает как принципы графического дизайна, так и особенности цифровой среды — адаптивность и интерактивность.
Виды композиции
Сеточная композиция выстраивает структуру и выравнивает элементы интерфейса. Например, дизайн сайта при такой композиции просто адаптировать для любого устройства — Medium или Behance используют сетки для расположения текста, изображений и других элементов интерфейса.
Асимметричная композиция создает динамику и визуальный интерес. Пример: построение дизайна промостраниц или лендингов с уникальной версткой, где изображение и текст сбалансированы, но расположены не зеркально.

Пример ассиметричной композиции — интерфейс unbounce.com
Открытая композиция создает ощущения свободы и воздушности в интерфейсе. Пример — на главных веб-страницах сайтов Apple и Tesla, где много негативного пространства вокруг продуктов или текста.
Замкнутая композиция чаще всего применяется в простых виджетах, карточках товара или всплывающих окнах.
Центрированная композиция выделяет ключевой элемент дизайна — слово или призыв к действию, расположенных в центре экрана. Отлично подходит для минималистичных лендингов — например, первый экран Dropbox, где акцент сделан на CTA-кнопке.

Пример центрированной композиции — интерфейс dropbox.com
Ритмическая композиция используется для создания последовательности и предсказуемости в интерфейсе. Ленты новостей в социальных сетях (Facebook и Instagram — Meta признана экстремистской на территории РФ — прим. ред.) организованы по этому принципу — ритм помогает пользователю ориентироваться.
Правила построения композиции
Перечисляем основные принципы композиции.
Баланс
Один из способов использовать в построении композиции балансировку элементов — задать условный вес объектов (чем крупнее, тем тяжелее).
Допустим, на изображении есть два типа элементов, один — большой, остальные — маленькие. Большой весит 80 кг, маленькие — 20 кг. Общий вес — 100 кг. Элементы на другой половине изображения должны весить столько же. Неважно, сколько объектов размещено на другой половине — если на ней, условно, расположено 4 объекта в 25 кг — композиция сбалансирована.
Пример — графика Студии Артемия Лебедева для спортивных проектов «Газпрома». Голова молодого человека «весит» примерно столько, сколько его нога, а все тело равно весу мяча на переднем плане.
Пример баланса в композиции / artlebedev.ru/gazprom/sport/
Целостность
Суть этого принципа — в композиции должно быть единство. Для этого используют повторяющиеся паттерны и блоки (цвета, подзаголовки, фигуры, иконки).
Пример UX/UI-дизайна для проекта N’Boom — фирменный черный тон основного фона и сиреневый для акцентов — кнопок. Если на одном из экранов внезапно появится другой цвет — зеленый или синий, это нарушит единство и запутает пользователя.

Проект N’Boom — работа студентки программы «Product Design» Юлии Багрянцевой
Дмитрий Краснов, куратор программ «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс»:
«Чтобы понять, как делать надо, а как не надо, нужна насмотренность. Только так вы приобретете чувство композиции. Важно не только смотреть как можно больше чужих работ, но и применять приемы, которые вы в них увидели, на практике. Без этого новая информация быстро забудется».
Цвет
Цвет в дизайне — инструмент визуальной структуры и акцента. Он организует пространство, создает иерархию элементов, помогает направлять внимание и усиливает взаимодействие между компонентами макета. Для дизайнера цветовая гамма — способ управлять зрительским восприятием. Например, сайт с дорогими часами скорее будет выполнен в темных тонах — черном, сером, синем. А сервис по подбору букетов, наоборот, будет ярким — красным, розовым или зеленым.
Цвет в дизайне помогает разделять информационные блоки и облегчает навигацию на сайте.
Теория цвета
Теория цвета — это совокупность научных принципов и художественных подходов, которые объясняют взаимодействие тонов и оттенков, их восприятие и использование в визуальном искусстве и дизайне. Она объединяет физику света, физиологию зрения человека и правила гармоничного сочетания цветов в дизайне для создания выразительных и функциональных композиций.
Восприятие может варьироваться в индивидуальном порядке — теория цвета учитывает универсальные и адаптивные решения.

Схема цветового круга Иттена
В современном дизайне часто используют теорию цвета Иоганнеса Иттена — в 1961 году в своей книге «Искусство цвета» швейцарский художник, исследователь цвета в искусстве, преподаватель Баухауса описал закономерности цветовых контрастов, гармонии и цветового конструирования.

Пример разделения цветов в круге Иттена

Пример сочетания цветов в круге Иттена
Цветовой круг Иттена — это цветовая схема, которая разделена на первичные, вторичные и третичные цвета. С его помощью можно подобрать классическое и комплиментарное сочетание цветов либо использовать контрастную или аналоговую триаду, тетраду и прямоугольник.

Пример расширенной схемы круга Иттена
В работе с интерьерными проектами дизайнеры часто используют расширенный круг Иттена — помимо основных цветов в нем представлены оттенки для создания монохромных цветовых комбинаций.
Цвет как свойство света
Цвет любого объекта определяется тем, как он взаимодействует с падающим светом. Если объект почти полностью поглощает свет, он выглядит черным; если отражает его почти полностью — белым. Видимый спектр света содержит основные цвета, которые смешиваются и образуют другие оттенки.
Цвет — это результат способности материала объекта взаимодействовать со светом. Количество света, который объект отражает или поглощает, зависит от его молекулярной структуры и физических свойств.
Цветовые модели
Цвет в графическом дизайне можно описывать в разных моделях:
- Аддитивная (RGB): оттенки создаются добавлением световых потоков, основные тона — красный, зеленый и синий.
- Субтрактивная (CMYK): оттенки формируются путем вычитания световых длин через пигменты, основные — голубой, пурпурный и желтый.
- LAB: пространственная модель, основанная на человеческом восприятии красок, используется для цветокоррекции и стандартизации.
Тон, насыщенность, яркость
- Тон (Hue): идентичность цвета в его базовой форме (например, зеленый, синий).
- Насыщенность (Saturation): степень интенсивности тона — от чистого оттенка до серого.
- Яркость (Brightness): восприятие светлого или темного оттенка.
Контраст и гармония
Цветовые сочетания определяются контрастом (например, комплементарные оттенки) и гармонией (аналогичные или монохромные схемы). Различные комбинации оттенков оказывают свое эмоциональное воздействие на человека. Цветовые решения не воспринимаются изолированно: их контекст, соседние оттенки и освещение меняют визуальные свойства.
Психофизиологическое восприятие
Человеческий глаз воспринимает цвета через три типа фоторецепторов (колбочек), чувствительных к длинным (красным), средним (зеленым) и коротким (синим) волнам. Это трихроматическая теория зрения, которая объясняет аддитивное смешение оттенков.
Цветовая температура
Тона различаются по температуре: теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, зеленый, фиолетовый). Цветовая температура влияет на восприятие пространства и иерархии элементов.
Цветовые палитры
Цветовая палитра — фиксированный набор цветов в цифровом (коды оттенков) или физическом (напечатанный веер из карточек) варианте. В айдентике — набор гармонично сочетающихся цветов, который поддерживает единство в брендинге, веб-дизайне, рекламе.
Составление палитры
Эффективная палитра строится на комбинации базовых, акцидентных и нейтральных цветов. Акцидентный цвет — это тот, который наиболее ярко выделяется в подборке.
- Базовые тона создают основу визуального языка. Например, зеленый у Сбера становится носителем бренда.
- Акцидентные цвета привлекают внимание к ключевым элементам. Желтый в наружной рекламе Яндекс Маркета акцентирует призыв к действию.
- Нейтральные оттенки гармонизируют визуальное решение. Серый и белый в рекламных кампаниях Т-Банка создают фон для выделения ключевых элементов.


Пример использования нейтральных оттенков для отрисовки баннеров / tbank.ru
Основные виды палитр: монохромная (используются оттенки одного цвета), аналоговая (включает тона, расположенные рядом на цветовом круге), комплементарная (использует противоположные тона) и триадная (работают три равноудаленных оттенка). Выбор палитры во многом определяет эмоции аудитории при взгляде на изображение.
Правила цвета в дизайне
Количество цветов
Здесь нет четких ограничений. Например, при создании лендинга лучше использовать до пяти цветов — три основных и два дополнительных. Основные цвета делятся на светлый, темный и акцидентный (яркий), дополнительные — это все приближенные к основным оттенки. Часто дизайнеры берут два-три цвета для легкого, простого восприятия и хорошей читаемости.
Сочетание оттенков
Подобрать сочетания цветов в дизайне можно с помощью нескольких приемов:
- При создании ограниченных палитр начните с двух базовых оттенков, а для акцентов выберите третий цвет с высокой насыщенностью.
- Используйте метод десатурации ярких цветов для создания второстепенных оттенков. Это добавит глубину и связность палитре.
- При создании градиентов в локальном контексте хорошо работают природные ассоциации, например оттенки заката для эмоциональных проектов или лесные тона для сезонной упаковки товаров.
- Используйте специальные сервисы, которые сами подбирают гармоничные сочетания оттенков. Например, генератор палитры Adobe Color. Сервис умеет подбирать по разным цветовым схемам — вы легко найдете идеальные оттенки. Или ColorScheme, который не только позволяет подобрать палитру, но и сразу показывает, как она будет выглядеть на сайте-примере.
Плавные и чистые переходы
Градиент — популярный прием. Используя его, учитывайте, что при подборе градиента легко ошибиться и сделать переход грязным. Такой эффект получается, когда смешиваются два контрастных цвета. Проблема такого перехода и в том, что оттенок в центре выглядит странно, и в том, что его будет сложно использовать при создании мерча.
Чтобы избежать грязного тона и сделать градиент визуально интереснее, добавьте в центр перехода один или несколько оттенков.
Цвет в контексте восприятия брендов
Цветовая палитра влияет на восприятие бренда, ассоциируясь с определенными эмоциями и качествами.
Конгруэнтность (соответствие) цветового оформления с позицией бренда усиливает его узнаваемость (например, зеленый — в экологических проектах, оранжевый — для брендов, транслирующих радость и комфорт как часть УТП). Простые универсальные оттенки, такие как синий, воспринимаются надежными и подходят для глобальных аудиторий.

Пример использования зеленого цвета в айдентике бренда в кейсе LINII для ВкусВилла — выбор цвета указывает на натуральность продуктов и экологичный подход. Фото предоставлено Юлией Плотниковой, преподавателем программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Цвет и контраст в дизайне
Контраст играет ключевую роль в считывании информации и акцентировании внимания. Кратко — высокий контраст (например, черный на белом) повышает читаемость и усиливает акценты, тогда как низкий контраст (лиловый на дымчато-розовом) создает мягкую и гармоничную атмосферу.
Пример использования высокого контраста цветов в кейсе LINII для Tasty Coffee. Креативный директор проекта — Юлия Плотникова, преподаватель программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Адаптация цвета к контексту использования
Цвет влияет на восприятие пространства и времени: теплые тона сужают пространство, холодные — расширяют; яркие оттенки стимулируют, приглушенные — успокаивают.
Освещение (натуральное или искусственное) существенно меняет восприятие цветовых тонов и дает широкий спектр возможностей при разработке креативных решений для интерфейсов или интерьерных визуалов.
Динамические и интерпретационные аспекты цвета
Монохромные схемы часто используются для акцента на содержании, тогда как полихромные создают богатую и динамичную композицию.
Адаптивные цветовые решения (например, смена цветовых палитр в зависимости от времени суток или пользовательских предпочтений) становятся ключевым трендом в цифровом дизайне.
Узнать, как применять композицию в UX/UI-дизайне можно на программе Британки «UX/UI-дизайн». Вы научитесь выстраивать логичные удобные интерфейсы (UX), работать в Figma и Principle, с картами эмпатии и Scenario maps. Также вы изучите основы VR/AR прототипирования и разработки. Все преподаватели — практикующие лидеры индустрии, лауреаты профессиональных конкурсов и создают дизайн продуктов с миллионными индексами MAU (monthly active users). По окончании программы вы получите диплом о дополнительном образовании установленного образца.