Работа над комиксом — многогранный процесс. На примере проекта куратора интенсива «Создание комикса» Тани Виноградовой рассказываем, как идея превращается в завершенную историю: от проработки сюжета до финального макета.
Коктейльное меню в виде комикса, разработанное Таней Виноградовой
Таня Виноградова придумала и реализовала комикс для экспериментального московского бара «Коробок». Команда заведения обратилась к ней с брифом: «Мы хотим сделать меню коктейлей, которое не будет похоже на меню». По задумке, в нем не должно было быть описания позиций, а только иллюстрации, которые помогли бы передать вкус.
Идея
Все начинается с идеи — всегда нужно иметь тему, о которой автор хочет рассказать. Так, на запрос создать нестандартное меню Таня придумала разработать комиксы в виде зина (малотиражное печатное издание — прим.ред.), где на левой полосе написано название коктейля, а на правой нарисован шестипанельный комикс. Он должен иллюстрировать трансформацию состояния гостя бара, который выпьет конкретный коктейль.

«Я сразу взялась за эту задачу. Предложила сделать именно комиксы, потому что через них отлично можно передать всю желаемую информацию и смотивировать клиентов попробовать коктейль. Изначально персонаж находится в одном состоянии, потом выпивает коктейль, с ним происходят метаморфозы, а на последней панели он превращается во что-то новое — может, ему становится весело, а может, и нет», — Таня Виноградова, куратор интенсива «Создание комикса».
Сценарий
Комикс не может существовать без последовательной истории, поэтому после утверждения концепта прорабатывается сценарий: выделяется основная линия истории, выбираются персонажи, их характеры и мотивация, по необходимости прописываются диалоги.

Таня придумала восемь разных героев и восемь историй. Например, про человека, который хочет перемен и превращается в тигра, про обычную девушку, которая ощущает себя супергероем, и о поиске новых ощущений, которые мы иногда находим в неожиданных вещах.
«Я придумала несколько историй с идеей, что каждый клиент будет листать меню и смотреть, на какого персонажа он похож и в каком он сейчас состоянии: потерянный, грустный, хочет перемен и так далее. Это своеобразное заигрывание со зрителем, будто я к нему обращаюсь: “смотри, я сейчас угадаю твое состояние”. Гость листает меню много раз в поиске того самого коктейля — это заставляет его вовлекаться в процесс и смотреть одни те же картинки. А после все заканчивается игрой: при выборе коктейля гость не знает, какой у него будет вкус, он только ориентируется на комикс», — Таня Виноградова, куратор интенсива «Создание комикса».
Придумывание историй, правильное их написание и последующее превращение в раскадровку — важнейшая часть работы над комиксом. Серьезные навыки сценарного или писательского искусства не требуются, поскольку эти скилы можно развивать, как и любые другие. Например, большая часть интенсива Британки «Создание комикса» посвящена именно основам сторителлинга.
Раскадровка

Раскадровка — это визуальное представление сценария. Иллюстратор рисует небольшие эскизы в виде каракуль и пятен в быстро расчерченных квадратах, которые впоследствии станут комиксными панелями. Это необходимо, чтобы понимать, как будет устроена композиция полосы (страницы).

«Раскадровка — это, по сути, фиксирование своих мыслей в виде картинок. Она нужна, чтобы запомнить всех персонажей, сюжеты и идеи, которые автор хочет отразить в комиксе. Главное — не начать закапываться в детали и пытаться нарисовать финальную картинку, так как можно увлечься и прийти к тому, что будешь перерисовывать одно и то же по 20 раз», — Таня Виноградова, куратор интенсива «Создание комикса».

Проработка подробного эскиза
На этом этапе раскадровка делается уже более аккуратно и детально. Иллюстратор определяется, есть ли в панели сложная композиция, где находятся передний и задний планы, сколько образуется персонажей, будут ли реплики и нужно ли оставлять место под спич-баблы.
Чистовой лайн
После прорисовки деталей иллюстратор создает окончательные рисунки на основе раскадровки. Это может быть сделано вручную или с использованием цифровых инструментов.
«Финальные работы в любом случае будут подготовлены для печати в цифре. На интенсиве я расскажу, как подготовить ручные иллюстрации к печати: как лучше сканировать, что нужно сделать в Photoshop, чтобы работа была готова к оцифровке, как сохранить и отправить ее в типографию. Поэтому каждый может сам выбрать технику рисования», — Таня Виноградова, куратор интенсива «Создание комикса».

Научиться планировать длинную историю, работать с раскадровкой и превращать текст в яркий визуальный нарратив, а еще создать полноценный комикс, оформленный и подготовленный к выставке, фестивалю или арт-маркету, можно на интенсиве «Создание комикса». Старт программы — 23 июня, присоединяйтесь!