Шаг 1: Прокачивайте насмотренность и не верьте в мифы о моде
Настя Павлович, fashion-дизайнер, куратор программы «Хочу стать дизайнером одежды»:
«Некоторые люди чрезмерно увлекаются трендами, полагая, что они — основа всего. А ведь в эпоху постмодерна, когда невозможно создать что-то новое, а можно заимствовать идеи из прошлого, помещая их в новый контекст, поэтому особенно актуальным становится изучение истории моды. Так, можно посещать онлайн-архивы и выставки. Например, музеи Metropolitan и Victoria and Albert (V&A) предлагают оцифрованные версии своих экспозиций.
Также существует прекрасное издание „Теория моды“ — сборник эссе на разные темы, касающиеся моды и социокультурного контекста».

Фото: работа Любови Федосовой
Нина Вересова, fashion-дизайнер, куратор программы «Хочу стать дизайнером одежды»:
«Путь в мире дизайна одежды обычно появляется из общего интереса к визуальной культуре. Вы смотрите красивые картинки и видео, а затем пытаетесь их воспроизвести. Например, будущие дизайнеры одежды часто начинают с рисования одежды, одевания кукол и создания простых поделок из подручных материалов. Это отличный старт — попробуйте сделать что-то из картона, палочек и клеевого пистолета. Не стоит ждать, пока вас научат, как делать что-то. Если вы хотите работать с материальными вещами, то видео 5-Minute Crafts могут быть вам полезны. В них показывают интересные техники, которые можно использовать в творчестве.
Развивайте насмотренность в любом формате и не забывается отделять зерна от плевел: любая профессия, особенно творческая, окружена большим количеством мифов и романтизирована».

Фото: работа Елены Кузьминой
Шаг 2: Получите образование
Настя Павлович:
«Образование дает студентам надежный алгоритм, который можно применять в своей профессиональной деятельности. Кроме того, оно создает условия для экспериментов, позволяя учиться на собственных ошибках без ущерба для бренда или репутации. Это важный и ценный этап в становлении дизайнера как художника. Образование помогает создать комьюнити единомышленников, которые поддерживают друг друга на пути к общей цели. Под руководством опытных наставников молодые дизайнеры могут расти и развиваться.
Одним из вариантов может быть составление уникального профессионального трека — личной образовательной программы. Человек может сам подбирать короткие курсы, которые отвечают его текущим потребностям. Для этого необходимо понимание своих сильных и слабых сторон. Например, в Британке мы практикуем hands-on подход, много работаем руками.»
Нина Вересова:
«Конечно, всему можно научиться самостоятельно, если есть компьютер и доступ к YouTube. Но все же, несмотря на это, существуют школы и университеты, которые предлагают профессиональное образование. Преподаватели там отбирают только ту информацию которая соответствует актуальной практике, и формируют программу так, чтобы студенты могли постепенно усваивать знания и навыки.
Представление о дизайнерах одежды, которое складывается у окружающих, часто не соответствует действительности. Как в забавной шутке: есть те, кто создает дизайн, и те, кто его носят. Первые обычно выглядят уставшими, а вторые — очень красивыми.
Конечно, Британка выделяется на общем ландшафте. Наш подход полностью основан на практике. Мы передаем актуальные знания и навыки, и наши выпускники всегда становятся востребованными профессионалами в своей сфере».
Шаг 3: Научитесь вести коммуникацию и отстаивать свои решения
Настя Павлович:
«Если рассматривать дизайнера как креативного директора, он должен быть вовлечен во все этапы создания коллекции — от формирования идеи, проектирования и прототипирования и до постпродакшна».
Нина Вересова:
«Один из самых важных навыков дизайнера — способность аргументировать позицию и отстаивать идеи. Когда кто-то говорит „нет“, важно уметь доказать свою правоту. Это требует не просто уверенности в себе, а умения приводить убедительные доводы и доказательства. Например, я могу придумать классный крой для одежды, создать необычный пиджак. На производстве я могу сказать, что хочу отшить его. Однако мне могут ответить, что пиджак с таким кроем не делается, так как есть определенные технологии и стандарты, и они шьют только по ним. В такой ситуации я могу либо сдаться и согласиться делать пиджаки так, как их шили раньше, либо пойти к себе в студию, сделать эскизы и макеты, отшить экспериментальный образец и принести его на производство. Дизайнер не обязательно должен уметь идеально шить, но он должен понимать технологии производства».

Фото: работа Марии Кирохо
Шаг 4: Соберите портфолио и заведите социальные сети
Настя Павлович:
«Существуют разнообразные программы, которые помогают создать портфолио. Однако делать работы бездумно, чтобы показать, как вы умеете красиво рисовать, — это не лучшая тактика. Важно показать ваш диапазон знаний и освоенных инструментов. Необходимо продемонстрировать глубину мышления, работу с разнообразными техниками и материалами. Обязательно нужно включить в портфолио несколько качественных разносторонних проектов.»
Нина Вересова:
«Ещё один важный аспект — это социальные сети. Здесь вы можете рассказать о том, как выполняете свою работу, показать процесс и неудачи. Это может быть интересно как вашим нынешним заказчикам, так и потенциальным клиентам. Не старайтесь казаться идеальными и показывать только лучший результат. Покажите, сколько усилий вы вкладываете в свою работу, чтобы его достичь. Именно в этот момент заказчик начинает понимать, насколько вы ценны. Это важно, потому что часто нужно обосновать, почему вы берете за свои услуги определенное количество денег».

Фото: работа Дарьи Аракелян
Шаг 5: Выбирайте стажировки и конкурсы с умом
Настя Павлович:
«Стажировки — прекрасная возможность получить опыт работы в различных компаниях, в крупных или небольших брендах. Формулируйте точечные цели для каждой стажировки. Например, увидеть процессы у разных команд, поучаствовать в подготовке к показу, увидеть реальный таймлайн процессов, прокачать технические скиллы. Одна из самых главных целей — стать самостоятельной креативной единицей.
Проявлять себя можно не только на стажировках, но и на конкурсах. Однако помните, что участие в них отнимает много энергии, сил и денег. И не всегда оно приводит к желаемому результату. Перед тем, как подать конкурсную заявку, важно разузнать, какой приз или награду вы ожидаете получить. Если это просто красивая статуэтка и регалии на бумаге, они не принесут вам много пользы, а стажировки, обучение или грант дадут буст вашей карьере. Проверьте информационных партнеров и состав жюри — там должны быть лидеры индустрии, представители весомых институций.

Фото: работа Дианы Алиевой
Секретный совет от Нины Вересовой:
«Если у вас есть свободное время, но нет проектов и заказчиков, займитесь творчеством. Создавайте проекты для воображаемых клиентов, воплощайте в жизнь свои идеи, о которых, как вам кажется, стоит рассказать. Помните, что самое худшее, что вы можете сделать, — это не создать ничего нового».
Возможность на четыре дня стать профессиональным дизайнером одежды: изнутри познакомиться со всеми этапами его работы и увидеть, как идеи превращаются в реальные коллекции можно на интенсиве «Хочу стать дизайнером одежды».
Фото обложки: работа Анны Буровой