Почему сейчас много стилистов — значит ли это, что профессия обесценилась?
Стилистов становится больше, потому что эта сфера из только-только зародившейся переросла в развивающуюся. Как и к любой новой профессии, когда она развивается, к ней растет интерес — больше людей узнают о ней и хотят попробовать себя в этом деле. Мне кажется, со всеми другими «модными» профессиями было так же. Профессия стилиста не обесценилась, а распространилась.
Что отличает стилиста от человека, который просто умеет хорошо одеваться?
Персональный стилист — довольно сложная профессия, которая выходит далеко за рамки одежды. Она прежде всего помогающая, поэтому стилисту нужны компетенции для работы с людьми и решения их задач.

Фото: архив Екатерины Деевой. Фотограф: Дима Пеллер
Стилист — это человек, который должен понять клиента, прочувствовать, что ему подходит, наладить с ним контакт, услышать его проблему и предложить решение, аргументировав свои идеи. Это комплексная работа, которая требует постоянного анализа, хороших коммуникативных навыков и высокого уровня эмпатии. А еще стилист — это человек физически выносливый, готовый к активной работе.
Как стать профессиональным персональным стилистом?
У пилотов есть правило 5000 часов полета — после этого они становятся экспертами. Чтобы достичь профессионализма в персональном стайлинге, тоже понадобится практика. Но, может быть, времени нужно немного меньше.
Чем больше у стилиста визуального опыта и взаимодействия с самыми разными людьми, типами фигур, особенностями внешности, чем больше вещей, интересных брендов и событий видит стилист, тем более компетентным он становится. Для этого нужны интерес и большая вовлеченность.
И все это невозможно без теоретической базы — она нужна, чтобы иметь точку опоры в своей практике и быть уверенным в своих решениях, а также уметь аргументировать их перед клиентом.
Исходя из моего опыта, понадобится пара лет регулярной практики, чтобы обрести уверенность в профессии.
Чтобы чувствовать себя компетентно, важно прожить разный опыт: и позитивный, и негативный. Нужно получить обратную связь от своих клиентов, попробовать зайти в профессию с разных сторон: может быть, поработать стилистом внутри фэшн-индустрии или художником по костюмам на съемочной площадке. Чем более разнообразным будет ваш багаж, тем лучше.
Как доказать клиентам, что ты профессиональный стилист?
Больше всего клиенты любят смотреть на результаты работы. Поэтому свои работы нужно по возможности демонстрировать — собирать фотографии, вести соцсети, публиковать портфолио. Если у вас есть позитивные отзывы на вашу работу, ими очень важно делиться.

Фото: Архив Екатерины Деевой. Фотограф: Дима Пеллер
Подробно рассказывать о своих компетенциях и взглядах — значит давать возможность клиенту понять, подходите ли вы ему.
Я не очень верю в конкуренцию в персональном стайлинге, потому что речь идет о долгосрочных отношениях с клиентом. Клиент выбирает стилиста по внутреннему отклику. Здесь должно сойтись много важных вещей: ценности, вкус, визуальный язык. Это уникальное сочетание в каждом персональном стилисте, поэтому важнее не пытаться отстроиться от конкурентов, а лучше раскрывать себя перед клиентом.
Как добиться стабильного заработка в сфере, где все зависит от индивидуального спроса?
Вопрос стабильного заработка в персональном стайлинге — сложный, как и в любой фриланс-профессии. Как правило, стабильным этот заработок становится спустя два-три года работы и регулярной самопрезентации.
Стабильный заработок дает наращивание клиентской базы, а для этого нужно: постоянно рассказывать о себе (например, вести соцсети), активно искать разные профессиональные контакты, участвовать в коллаборациях с коллегами — визажистами, фотографами, дизайнерами.
Еще помогает работа в смежных направлениях, где можно знакомиться с новыми клиентами и получать новые навыки. Это может быть кино или какая-то другая сфера.

Фото: Архив Екатерины Деевой. Фотограф: Дима Пеллер
Может ли персональный стилист построить карьеру?
Да, стилист однозначно может построить карьеру. В первую очередь, стилисты востребованы в большинстве локальных брендов.
Компании ищут не просто консультантов, а консультантов с образованием в стайлинге. Это один из вариантов развития в профессии, если интересно дальше работать с людьми и с вещами.

Фото: Архив Екатерины Деевой. Фотограф: Дима Пеллер
Еще один вариант развития — стайлинг каталога для крупных брендов или универмагов или работа в продакшене. Съемки для сайтов, каталоги и кампейны в локальных брендах — прекрасная возможность применить полученные знания.
Что делать, если профессия интересна, но боишься, что не сможешь вырасти?
Есть расхожая фраза: «Страх не повод не делать». Если очень хочется, если вы чувствуете интерес, нужно начинать делать, даже если страшно.
Пока вы не не попадете в эту среду, вы никогда не сможете предположить, как будут развиваться события. Действительно ли она такая, как вы ее себе представляли? Будете ли вы получать отдачу от этого дела? В персональном стайлинге бывают самые неожиданные повороты — и вы никогда о них не узнаете, если не попробуете.
Можно начать с коротких вводных курсов, которые позволяют прикоснуться к профессии и сориентироваться в ней. Учеба поможет снизить страх и тревогу, а еще даст понимание, насколько вам это близко и интересно на самом деле.
Какие главные советы вы можете дать начинающим стилистам?
Самая устойчивая база для персонального стилиста — это изучение стилей. Нужно понимать их эстетику, настроение, как они строятся, из чего складывались, как связаны разные стили между собой. Чем больше и глубже вы будете погружаться в их изучение, тем лучше будете понимать, как работать с клиентами.
А еще важно изучать самого себя. Персональному стилисту необходимо понимать, что ему самому нравится в одежде и дизайне, из чего складывается его понимание прекрасного, каков его вкус, что отражает его с точки зрения визуального языка, какие у него ценности и взгляды. Чем больше мы знаем себя, тем легче нам работать с другими.
На интенсиве «Персональный стилист. Основы профессии» в Британке студенты проходят весь путь работы с клиентом, изучают общепринятые типологии и пробуют себя в реальных кейсах. Итог пятидневной программы — первый опыт работы в персональном стайлинге, а также гайд по локальным брендам и памятка по самостоятельному разбору гардероба от Екатерины Деевой. Старт занятий 4 июля!
Фото обложки: архив Екатерины Деевой. Фотограф: Дима Пеллер