В апреле Netflix выпустил седьмой сезон научно-фантастического альманаха «Черное зеркало» Чарли Брукера, в котором авторы снова рассказывают философские страшилки о том, как технологии изменят нашу жизнь. В наших же условиях технологии стали не только двигателем прогресса, но и важнейшим инструментом в сфере искусства. Виртуальная реальность дала художникам уникальную среду для экспериментов, а ее интерактивность превратила зрителя из пассивного наблюдателя в активного участника.
Царство супрематизма, или мастерская Казимира Малевича
Специально для Третьяковской галереи Павел Совушкин разработал проект, посвященный творчеству Казимира Малевича. Это цифровая реальность, благодаря которой зритель оказывается в студии художника, смоделированной по мотивам реальной мастерской. В ней расположено более 140 предметов, имеющих свою историю, с которыми можно взаимодействовать — более того, пользователь может составить из этих предметов супрематическую композицию и нарисовать полотно в стиле Малевича.

Malevich VR
«Я создал пространство, где у пользователя есть своя роль. Внутри этой виртуальной реальности человек испытывает новый опыт, который еще глубже погружает его в культуру, исторический контекст и творчество автора. Сначала ты в VR создаешь свою супрематическую картину, а потом можешь подняться по лестнице Третьяковки и посмотреть на оригинальные работы Малевича. И уже все эти произведения будут наполнены смыслом. Дизайн опыта становится философской практикой. Мы берем древние формы переживания и переносим их в новый технологический слой — в пространство Apple Vision Pro, где дизайн опыта становится продолжением искусства», — Павел Совушкин, куратор программы «Дизайн опыта в Apple Vision Pro».

Malevich VR
Как когда-то Сергей Дягилев открыл всему миру русскую культуру через синтез балета, музыки, живописи и театра, превратив сцену в живое художественное произведение, так сегодня Apple Vision Pro дает дизайнерам опыта новый «сценический мир» — не плоскую поверхность экрана, а пространство, где пользователь не наблюдает, а проживает культуру.
Натюрморты Натальи Гончаровой

В проект Goncharova VR Павел Совушкин поместил более 100 объектов, воссозданных с полотен мастера русского авангарда, из которых можно было составить натюрморт — и, как итог, нарисовать картину в фирменном стиле художницы. Виртуальная реальность дала пользователям возможность творить совместно с искусственным интеллектом и без усилий превращать фотореалистичные изображения в картины, вдохновленные работами Натальи Гончаровой.

Лес Ивана Шишкина
Проект Shishkin VR — это художественный опыт, посвященный художнику Ивану Шишкину. Он позволяет посетителям галереи совместно с нейросетью создавать леса, знакомиться с наследием Шишкина и воссоздавать пейзажи в VR. Виртуальная реальность была устроена так: сначала пользователь помещался в цифровое музейное пространство, наполненное работами художника, а затем он в этой реальности надевал дополнительные очки, которые позволяли поэтапно создать легендарный сосновый бор с анимированными медвежатами.

Shishkin VR
Были и дополнительные механики: например, зритель мог самостоятельно закрашивать лес, параллельно слушая истории о метафорах и образах картины — это давало возможность непосредственно проникнуться посланием художника.

Shishkin VR
«Дизайн, созданный, чтобы пробудить в творчестве Шишкина уникальное сочетание натурализма и духовности, помог пользователям исследовать не только искусство, но и лежащую в его основе философию души. А поэтапное развитие графики в виртуальной реальности позволило ощутить вау-эффект — первоначальное взаимодействие создает дерево, а следующие действия заселяют целую лесную поляну. И к финалу иммерсивное путешествие завершается медитативным состоянием с воспоминаниями о знаменитой работе художника и созданном пользователем лесе», — Павел Совушкин, куратор программы «Дизайн опыта в Apple Vision Pro».
Возрождение утраченного полотна Бурлюка
Специально для выставки Музея русского импрессионизма, посвященной позднему творчеству Давида Бурлюка, Павел с командой реставраторов разработал проект Burliuk AR. Через дополненную реальность они восстановили потерянные фрагменты картины «Рабочие», которые были безвозвратно разрушены — сохранился только центральный элемент с лицами рабочих. Тем самым благодаря технологиям и музейным экспертам гости выставки смогли увидеть культовую картину импрессиониста в том виде, какой она была в оригинале.

Burliuk AR
«Все, что у нас было, — черно-белые фотографии оригинального полотна. Сначала мы с художниками-реставраторами отрисовали картину, разделили на фрагменты, а потом воссоздали ее в виртуальной реальности. Именно вокруг этого события в Музее русского импрессионизма открылась выставка, на которой были и коллекционеры, и исследователи творчества Бурлюка. Я рад, что современные технологии могут возродить то, что считалось навсегда потерянным», — Павел Совушкин.
Научиться разрабатывать интерфейсы для Apple Vision Pro, применять нейросети для ускорения работы, генерации идей и запуска проектов, а также поработать над брифом The Metropolitan Museum of Art можно на интенсиве «Дизайн опыта в Apple Vision Pro». Старт потока — 17 июня, присоединяйтесь!