Елена Митрофанова:
«По первому образованию я архитектор. Окончила МАРХИ, а затем Institute for Advanced Architecture of Catalunya, где получила степень магистра прогрессивной архитектуры. Много лет я работала по специальности, а еще преподавала в Высшей школе экономики. В какой-то момент я решила расширить свои профессиональные границы. Меня всегда привлекала сценография, поэтому я обратила внимание на программу Британки. Я когда-то преподавала в архитектурной школе МАРШ и видела, как работают коллеги в школах Universal University. Меня привлекла общая атмосфера учебного кластера, наличие мастерских и дисциплины внутри курса.
В программу входило несколько очных модулей. На первом мы погружались в мир античного театра, предлагая свою версию сценографии к трагедии Еврипида «Вакханки». Результатом была открытая презентация эскизов и макета, на которую, в том числе пришла группа режиссеров-студентов Юрия Муравицкого. На втором мы работали над перформансом на тему произведения «Степь» Чехова с режиссером Михаилом Плутахиным и сценографом Сергеем Рябовым в Солянке Граунд. Мы представляли наброски разных сцен из произведения и выбирали самые живые идеи, а потом реализовывали их. Например, я работала над образом мужиков, которые перевозят обозы в степи: они сами сливались с этой степью, с тюками, с сухой травой, с мелкими жителями земли и становились единой массой. Из этого образа получились костюмы-декорации, в которых мы играли небольшую сценку. Поставить движения для нашего блока помогала Урсула Берг — наша одногруппница с хореографическим образованием.


Спектакль «Степь»
В Британке меня восхитил уровень преподавателей и мастеров, подача материала, поддержка и внимание всех, включая нашу уникальную группу.
На конкурс ArtMasters я подала заявку довольно случайно. Привлек, конечно, состав жюри, среди которых были признанные эксперты — некоторые преподавали у нас на программе в Британке.
Конкурс в компетенции «Сценограф» состоял из трех этапов. На первом нужно было отправить мотивационное письмо и портфолио. Для меня это оказалось довольно полезным — я впервые оценила проделанную во время учебы работу и собрала критерии, чем для меня является сценография и почему я точно хочу ей заниматься. Второй и третий этап — творческие задания, создание концепции и эскизов к опере «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского.


Спектакль «Пиковая дама»
Поиск идеи проходил мучительно. В целом, для меня становление концепции — всегда процесс мучительный и блаженный. Надо все в себе перевернуть и вынуть какой-то зарождающийся ком. Я считаю, что современный театр не нужно оценивать с точки зрения новаторства, театр — это сложное переживание произведения внутри себя. Анализируя «Пиковую даму», я исследовала много критики, слушала лекции, изучала либретто. Для меня оба произведения — и текст Пушкина, и опера Чайковского — очень мистические и трагичные. Я полагаю, что это история о судьбе города Петербург, в которой есть некая предрешенность, фатум. Город в моей сценографии становится главным героем, я хотела пробежать по разным временам, отразить исторические образы и печальные судьбы жителей. Моя концепция — это «Русский ковчег», вышедший из стен Эрмитажа, попадающий в загадочные строгие и пышные интерьеры, пустынные ледяные набережные, узкие желтые дворы-колодцы с эхом, наводящие безумие.
Часть гранта от победы на ArtMasters я потратила на очередной курс в Британке «Дизайн одежды. PRO»: периодически для постановок, над которыми я работаю, я придумываю и костюмы, поэтому хочу полноценно погрузиться в их создание.

Спектакль «Руслан и Людмила»
История Софьи Скороходовой:
«Поступая на программу по сценографии в Британке, я заканчивала обучение в РГУ имени А.Н. Косыгина по специальности «Искусство костюма и текстиля». В театр я впервые попала как раз в качестве художника по костюмам. Спектакль «Сон смешного человека» (режиссер Кристина Звыкова) был поставлен в театре «Школа драматического искусства» по мотивам одноименной повести Достоевского. В 2021 году эскиз спектакля стал одним из победителей командных соревнований чемпионата Artmasters. А я как раз в тот год заняла первое место в компетенции «Художник по костюмам» — так и сошлась с командой спектакля, когда появилась возможность реализовать его в полном формате. В дальнейшем режиссер Кристина Звыкова предложила мне расширить область деятельности и заняться сценографией: в таком творческом тандеме мы сделали несколько спектаклей.

Спектакль «Сон смешного человека»
Она же рассказала мне о грантовом конкурсе на обучение в Британке. Нужно было разработать сценографическое решение для поэмы Маяковского «Облако в штанах». Я отправляла работу, особо ни на что не рассчитывая, а потом внезапно на почту пришло письмо с приглашением на обучение.
На программе было много полезных дисциплин, но мне особенно помогло изучение макетирования не только в физическом воплощении, но и в 3D-программах. Сейчас это один из самых удобных способов работы с театрами, особенно когда ты сотрудничаешь с ними по всей стране и часто приходится работать дистанционно. Например, я была в «Глобусе» в Новосибирске, в Саровском и Мурманском драматических театрах. Совсем недавно прошла премьера спектакля в Белорусском государственном молодежном театре в Минске, над которым я также трудилась.

Спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке»
Один же из самых интересных проектов в этом году был по мотивам «Двойника» Достоевского. Это произведение было мне близко еще со школы, меня с детства почему-то привлекал концепт доппельгангеров, и с тех пор собралось большое количество рабочих материалов на эту тему. Работа над этим спектаклем стала возможностью собрать и связать какие-то особенно удачные находки в одной плоскости. С моей стороны получился спектакль — большое визуальное исследование, в котором картинка играет не менее важную роль, чем актерские работы.
Основная декорация в спектакле — павильон, вдохновленный камерой-обскурой — одним из первых фотоаппаратов, переворачивавшим изображения вверх ногами. Это отсылка к тому, что главный герой, находящийся на грани безумия, «переворачивался» и превращался в двойника. В то же время этот концепт был обыгран визуально: камера ассоциируется со стенами психбольницы, в которой в конце концов герой оказывается.


Спектакль «Двойник»
В прошлом году я снова оказалась на чемпионате Artmasters, уже в качестве сценографа, вместе с Еленой Митрофановой. Среди экспертов были наши преподаватели — Нана Абдрашитова, Сергей Рябов и Мария Зайцева. Они всегда были открыты к диалогу, грамотно направляли каждого участника и давали важные советы, которые позволяли посмотреть на работу под другим углом и обозначить сильные и слабые стороны. А наши с Леной рабочие места были друг напротив друга, и у нас была возможность обсуждать наши проекты — так же, как мы это делали в Британке, — поэтому чемпионат очень напоминал продолжение программы.
Все участники работали над одной темой — оперой «Пиковая дама». Нам нужно было перенести ее на сцену МАМТа. Мы должны были сделать эскизный проект спектакля, а на очном туре за 10 дней собрать макет в масштабе 1:20 и презентовать его перед экспертами и зрителями.

Спектакль «Пиковая дама»
У каждого из участников был свой подход к произведению, и у каждого оказались неожиданные и вдохновляющие решения. Особый интерес на чемпионате — наблюдать за ежедневными метаморфозами работ других участников и перенимать их опыт. Решение для спектакля я искала очень долго, хотелось найти что-то отличное от своих обычных паттернов, но в итоге я пришла к выводу, что в рамках конкурса привычный мне метод работы — не признак стагнации и не повод радикально ломать себя, а, наоборот, возможность продолжить разбираться в собственной творческой ДНК и в том числе благодаря экспертной оценке обозначить дальнейший вектор ее развития. Мое решение было во многом интуитивным, я работала с бессознательными ассоциативными визуальными рядами, из которых в конце собирала цельную взаимосвязанную историю, построенную на смешении оперы, клоунады и абсурда. Получился насыщенный площадной мир спектакля с отсылками к детским страшилкам, религиозным культам и живописи сюрреалистов. Для меня это была скорее история о нездоровой любви, выросшей в зависимость, — мне показалось, что именно в этой теме основное отличие оперы от оригинальной повести Пушкина.

Спектакль «Пиковая дама»
Сценография сегодня — это создание визуальной драматургии в любом пространстве. Можно бесконечно сочинять уникальные миры, которые могут существовать где угодно, не только на театральной сцене, а каждый проект — это маленькая жизнь. И у сценографа есть возможность прожить их огромное множество.
Получить навыки для работы с пространством в разных областях: от спектаклей и перформансов до инсталляций современного искусства, фэшн-показов, концертов и музейных экспозиций, можно на программе Британки «Сценография».
Фото обложки: спектакль «Руслан и Людмила»