Как пришло решение работать в Британке
Бывает, что рациональные устремления и предчувствие чего-то нового, нужного работают в унисон. На их пересечении рождаются правильные решения.
Я всю жизнь работаю в образовании: в школе, в крупных вузах, небольших образовательных и культурных институциях. И я стремлюсь быть полезной в таких местах, где происходит лучшее, что бывает в образовании, — равноуровневое, эффективное и бережное общение. Где формальные правила служат защитой, а не ограничением. Где люди собираются для совместного наращивания опыта, а не потому что «так надо». Где есть взаимный интерес, а не попытка с наименьшими потерями отбывать номер. Где на базе такого узнавания друг друга рождаются инсайты.
Сообщество Британки стоит именно на принципах такого взаимодействия. Так что для меня Британка как пространство для сотрудничества закономерно. Я разделяю эту ценность осмысленного, внимательного отношения к людям, их оптикам и идеям.
Также Британка предлагает мне как преподавателю и педагогическому дизайнеру интересный вызов. Необходимо постоянно настраивать свои прежние умения так, чтобы поддерживать многообразие учебных и творческих практик, художественные эксперименты, которые почти никогда не завершаются.
За годы в образовании я поняла, что лучше всего умею инклюзивно валидировать опыт, стоящий за творческими и исследовательскими поисками. Потому я здесь.
Впечатления от новой роли и кураторства программы
Принято считать, что пара месяцев в любых отношениях — это время немного наивной влюбленности, когда ты различаешь только прекрасное и бессознательно закрываешь глаза на все остальное. Но мой опыт построения профессиональных отношений подсказывает, что даже за несколько месяцев можно понять очень многое. Программа Contemporary Art— это среда, которая принимает поиски, способствует диалогу всех со всеми и показывает перспективы взаимодействия.
Я бывала на позиции куратора академических программ — бакалаврских, магистерских, программ дополнительного образования. В разных институциях эта роль требует разных компетенций: где-то нужно быть фасилитатором коммуникаций, где-то — харизматичным лидером, в иных местах — четко следовать корпоративным инструкциям или разрабатывать методические нормы. «Современное искусство» (и как программа, и как само поле деятельности) предлагает большой простор для самоопределения. Сейчас я свою роль вижу так: делиться аналитическим опытом и индустриальным пониманием культурных пространств, а также выстраивать прозрачную и продуктивную образовательную и коммуникативную среду. Которая — что чрезвычайно важно — позволяет постоянно рождаться новым очертаниям современных арт-практик.
Задачи программы Contemporary Art
Для программы крайне важно подчеркивать не только ценность индивидуальной практики, но и необходимость существования деятельностного сообщества. Поэтому мы сочетаем установку на поиск собственного почерка в современном искусстве с поддержкой практик community-building. Построение сообщества, которое позволяет ответить на вопрос: «А кто я, где мое место в мире арт-практик?», — долгосрочная задача программы.
Программа построена на активном взаимодействии сообщества преподавателей (а оно не ограничено только штатом) и студентов. На студийных занятиях студенты получают развернутый фидбэк сразу от нескольких педагогов, приглашаются к локализации собственных практик в зоне современного искусства и исследованию их разнообразия. Все предметы включают и проектную деятельность: например, студенты уже занимались мэппингом арт-пространств Москвы. Они готовят совместные выставки, участвуют в небольших field trips, где знакомятся с разнообразием арт-экспертизы. Еженедельно проходят встречи с практиками из области современного искусства, которые открыто делятся со студентами принципами своей работы.
Не менее важное место в контенте программы занимает и прокачивание исследовательской мышцы: подготовка любого проекта в рамках учебных дисциплин предполагает его контекстуализацию в культурном пространстве, в генеалогии социокультурных сред.
Наконец, для нас чрезвычайно важно подчеркивать: программа Contemporary Art — studio-based. Это значит, что мы создаем такое иммерсивное пространство для получения творческого опыта, которое обеспечивает теоретическим и практическим базисом для выстраивания персональных и коллективных траекторий профессиональной жизни.
Больше о программе бакалавриата Contemporary Art
Contemporary Art знакомит с теоретическими и практическими аспектами современного искусства. Дисциплины преподают практикующие специалисты, имеющие экспертизу как художники, арт-менеджеры, кураторы.
Программа готовит специалистов в области современного искусства: независимых художников и галеристов, арт-дилеров, сценографов, кураторов галерей, выставок и экспертов аукционных домов.
Обучение стартует осенью. Ждем студентов, готовых погрузиться в теорию и практику современного искусства, выстроить авторский метод, работать с кураторами, а в финале представить собственный проект.