Что такое co-creation и как он сформировался
Это формат, в котором команды креативного агентства и заказчика работают вместе и как единое целое ищут идеи, смыслы и визуальные решения. Заказчик также вовлекается в процесс: вместе с дизайнерами и маркетологами проводит анализ и определяет особенности бренда, помогает продумывать концепцию позиционирования, которая будет описывать новый подход.

«Подход co-creation формировался опытным путем. Мы пробовали, ошибались и изучали, какие стратегии эффективны в работе с клиентом, а какие нет. Семь лет назад я была на конференции шведского агентства SNASK, у которого подглядела подход к работе с брендами — их команда погружает клиента в проект словно в иммерсивное шоу. И все действия заказчика спродюсированы так, что процесс становится игрой. А финал каждого проекта отмечается вечеринкой (на одной из них они даже сделали татуировку бухгалтеру компании клиента!). Конечно, такой уровень — это космос. И не совсем про российский рынок. Но формат игр мне очень понравился, и я стала пробовать создавать свои», — Ксения Жаворонок, куратор программы «Айдентика и брендинг: от брифа до брендбука», арт-директор рекламного агентства ((SETTERS)).
Вовлеченность клиента = лучший результат
Только в атмосфере полного (и одновременного) погружения в проект клиента и исполнителя можно достать классные инсайты, которые нужны для поиска идеи и разработки концепции — иначе вся работа будет поверхностной. Конечно, есть исключения: например, когда команда агентства изначально в курсе контекста бренда — а это огромная редкость, как невероятный мэтч Стива Джобса и Джони Айва.
5 причин выбрать стратегию co-creation

1. Открытый диалог между командами клиента и исполнителя
Так можно четко определить цели проекта и ожидания обеих сторон — это поможет избежать недопонимания и разногласий в будущем.
2. Инсайты о продукте
При совместной работе с клиентом обо всем можно узнать больше, быстрее и глубже: например, о потребностях аудитории и удобстве продукта, а также о том, какие функции наиболее востребованы, а какие могут вызывать трудности.
3. Общая ответственность за результат
Так образуется сплоченная команда, где каждый участник понимает свою роль и активно работает на достижением общих целей.
4. Более человечный формат/тон разговора с клиентом
Человечный подход помогает создать открытое и честное общение — благодаря этому можно быстрее выявлять и решать проблемы, лучше понимать потребности клиентов.
5. Понимание клиентом всех процессов
Если идею не получается реализовать так, как задумывалось (например, когда нужны дополнительные варианты дизайна), клиенту проще понять причину — ведь он участвовал во всех этапах разработки айдентики. Так можно исключить или уменьшить разногласия между сторонами.
«В co-creation клиент — тоже креативная единица. Создается общее креативное поле, поэтому многие идеи — это коллективный результат. И клиенту сложно не любить свое же творение, потому что он сам приложил к нему руку, голову и сердце», — Ксения Жаворонок, куратор программы «Айдентика и брендинг: от брифа до брендбука», арт-директор рекламного агентства ((SETTERS)).

Сo-creation на примере кейса «АльпИндустрии»
«Крутых кейсов сокреаторства много: были даже такие, когда клиент приходил со своими набросками и просил вместе докрутить или реализовать их. Но мне лично очень понравился проект ребрендинга и создания нового сайта „Альпиндустрии“. Тогда арт-директор Дима задавал команде клиента вопросы в рамках дизайн-сессии, а заказчик к такому не привык. Я даже запомнила фразу: „Вы же классные и опытные. Сделайте варианты, а мы выберем“. Но мы настояли довериться и раскачали диалог. В итоге результат получился по-настоящему крутым — клиент применил разработанный дизайн максимально быстро и широко. Мы придумали новую айдентику, а в ее центре — шрифтовой логотип, который ассоциируется с горами, но гораздо современнее, минималистичнее и гибче старого», — Ксения Жаворонок, куратор программы «Айдентика и брендинг: от брифа до брендбука», арт-директор рекламного агентства ((SETTERS)).

Логотип «Альпиндустрии» до ребрендинга

Логотип «Альпиндустрии» после ребрендинга
Научиться разрабатывать живой дизайн в сотворчестве с заказчиком и вовлекать клиента в совместную работу над проектом можно на программе Британки «Айдентика и брендинг: от брифа до брендбука». По итогу обучения студенты смогут положить в портфолио большой проект по разработке фирменного стиля, который выйдет на фестиваль «Среда». Старт потока уже 18 июня, присоединяйтесь!