
Графическое оформление экспозиции и айдентика. Музей NOU. Кураторы Анастасия Андреева, Вероника Кандаурова. Фото: Андрей Пасечник
Вы познакомились на интенсиве в Британке. Почему именно тогда случился мэтч?
Мила: На интенсиве была командная работа, и у всех участников — разные бэкграунды и подходы. Это было дико увлекательно подсмотреть, как устроен творческий процесс у другого человека. С Яной мы сразу поняли, что круто сработаемся: вместо долгих споров принимали быстрые решения, чтобы успеть проверить больше гипотез. Тогда мы на себе почувствовали, что целостность, помноженная на объем, всегда побеждает!
Яна: У нас с Милой случился отличный коннект. У нас разная оптика, чтобы генерировать неочевидные решения, и при этом похожий набор навыков, чтобы подхватить работу на любом этапе.

Графическое оформление экспозиции и айдентика. Музей NOU. Кураторы Анастасия Андреева, Вероника Кандаурова. Фото: Андрей Пасечник
Когда вы впервые подумали: кажется, это уже не просто совместные проекты, а будущая студия?
Яна: Мне кажется, это была органичная идея из того интенсива — хотелось продолжать делать что-то вместе. После интенсива мы сделали еще пару проектов, и каждый раз Мила звала меня создать студию.
Мила: На фрилансе я поработала с разными людьми. Многие подступались к проекту со словами «Ок, говори, что делать». А Яна всегда говорила: «Все понятно, погнали». Нас объединяет проактивность и любопытство, стремление сначала сделать, а потом порефлексировать. И часто шутим, что мы на двоих — один довольно неплохой дизайнер.

Графическое оформление выставки «Я иду искать!» в Музее-заповеднике Царицыно. Куратор Катя Бочавар, архитектура Катя Бочавар, Владимир Изаксон. Фото: Юлия Захарова
У вас разное образование: финансы, экономика, дизайн. Как это работает в реальных проектах, а не в красивой теории?
Яна: Да, верно. Я дважды бакалавр: один раз — экономист, другой — графический дизайн. Сейчас я преподаю графический дизайн в Британке. Мила раньше работала в финансах, а потом окончила программу «Основы графического дизайна». Из-за разного фокуса программ, на которых мы учились и личных склонностей у каждой из нас есть свои сильные стороны. Я чаще беру задачи с вебом или кодом, строю сложные сетки. И я не могу так же лихо, как Мила, решить плакатный лист или найти крутой графический ход. Или нежно провести коммуникацию, чтобы все всех поняли и никто не обиделся. Этому я учусь у нее каждый день.


Графическое оформление выставки для Зотов-Центра «Логос: Голос конструктивизма». Кураторы Полина Стрельцова, Анна Замрий, Екатерина Лаврентьева, Константин Дудаков-Кашуро. Архитектура AURUM. Фото: Глеб Леонов
Ваше портфолио — это в основном культурные и образовательные проекты. Это осознанный выбор?
Мила: Мы верим, что проекты, которые ты делаешь, напрямую влияют на то, какие заказы приходят дальше. Мы фокусируемся на культуре и небольших предпринимателях-энтузиастах. Здесь лучше всего удается найти нестандартное решение, сделать каждый проект графическим высказыванием. Наша сила — помогать проектам рассказывать истории. В каждом брифе мы ищем что-то честное, искреннее, иногда смешное, что показывает: за проектом стоят живые люди.
Один из самых громких кейсов — создание выставки московских художников в рамках Венецианской биеннале.
Яна: Это была одна из самых амбициозных задач. Сложность была в том, что нужно было сделать стиль для работ, которых еще не было. Мы увидели работы художников только после открытия выставки. Графическая система была построена на основе кураторского текста, мы здесь оказались в тех же условиях, что и художники.

Графическое оформление выставки «12 признаков живого». Архитектура и экспозиция — «Планета 9». Куратор Катя Бочавар. Фото: Василий Буланов
Мила, вы курируете программу «Айдентика» и параллельно ведете студию. Как одно влияет на другое?
Мила: Мы с Яной уверены, что преподавать дизайн не может теоретик. Мир меняется стремительно, и если выпадаешь из рабочей коммуникации, быстро теряешь связь с реальностью. Очень приятно делиться со студентами не абстрактными принципами, а работающими методами, хитростями коммуникации с заказчиком и, конечно, живыми кейсами из практики. А еще — видеть, как студенты потом претворяют свои учебные проекты в жизнь и побеждают в профессиональных конкурсах.

Яна, а что дает студии преподавание?
Яна: Общаясь со студентами, ты постоянно возвращаешься к основам, к вопросу «почему». Это не позволяет скатиться в рутину и заставляет снова искать самую суть в каждом проекте. Иногда свежий взгляд студента на сформулированную тобой учебную задачу может подсказать неожиданное решение, часто сложно предугадать, как именно студенты интерпретируют то или иное задание.

Графическое оформление выставки «Теле-Трамплин», ЦТИ «Фабрика». Кураторы Андйеас Эйикссон, Мария Линд, Александра Ким. Фото: Таня Сушенкова, Даниил Примак
Что из опыта Британки оказалось самым ценным, когда вы запускали студию?
Яна: Сразу на старте было сложно. Опыт Британки помог чуть позже, когда проекты стали комплекснее. И нетворкинг — это игра в долгую. Сейчас мы охотно советуем коллег для проектов, которые не можем взять сами или собираем команду под большой проект. Это инвестиция, которая окупается со временем.
Мила: Безусловно, это работа с визуальной метафорой — умение находить смысловые рифмы, стремление к целостности и способность найти личный творческий интерес в любой, даже самой сложной теме.


Графическое оформление выставки «Архетипы авангарда» для Третьяковской галереи. Куратор Ирина Кочергина, Архитектура бюро Хора. Фото: Юлия Захарова
Какой главный совет вы бы дали тем, кто мечтает о своем деле и партнерстве?
Яна: Ничего не бойтесь. Вместе всегда проще, чем одному.
Мила: Будьте решительными. Не бойтесь много делать, а потом отсеивать. Не бойтесь советоваться с коллегами и заказчиками, а потом докручивать. Плохая идея — это та, которую вы не проверили и отбросили, только подступившись к ней в мыслях.
Если вам близок такой подход к дизайну и хочется глубже разобраться в визуальных коммуникациях, программа «Айдентика» в Британке может стать тем самым фундаментом — и, возможно, местом, где вы встретите своих будущих партнеров.