В ноябре в Британской высшей школе дизайна совместно с МГИМО стартуют две программы MBA — «Менеджмент в индустрии моды» и «Стратегический маркетинг и менеджмент». Куратор программ Дарья Ядерная и директор БВШД и университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде рассказали, кому и зачем сегодня нужен диплом MBA, могут ли онлайн-программы заменить офлайн и реально ли научиться бизнесу в России.
— Кому и зачем сегодня нужен диплом MBA?
Екатерина: Если раньше основной запрос на MBA был со стороны тех, кто хочет сделать карьеру и занять руководящую должность в большой компании, то сейчас фокус смещается на создание собственного бизнеса — особенно в креативных индустриях: от fashion до разработки мобильных приложений. В частности, программа «Менеджмент в индустрии моды», которую мы разработали совместно с МГИМО, отражает именно эту задачу. Большая часть студентов Британской школы дизайна хочет делать свой бизнес, и наша задача — дать им тот инструментарий, который поможет в этом, ведь MBA — это программа, которая в первую очередь нацелена на развитие навыков бизнес-администрирования. Кроме того, MBA полностью ориентирована на работающих людей. Там взрослые учат взрослых, то есть ты можешь и учиться, и преподавать, делиться экспертизой. В этом взаимодействии и рождается классное образование.
Дарья: Когда предприниматель много лет строит бизнес, в какой-то момент он оказывается в коробочке собственных предубеждений о том, что работает, а что нет. Поэтому собственникам бизнеса важно не столько формальное подтверждение компетенций в виде MBA, сколько успешные кейсы других людей, которые помогут им панорамно взглянуть на бизнес.
Если говорить о наемных менеджерах, то для них MBA — это некая ступень в повышении своего статуса в компании. Это может быть как вертикальное повышение, когда MBA используется для монетизации карьерного роста, так и горизонтальное, когда, человек всю жизнь хотел заниматься маркетингом, но прочно засел в финансах или логистике. Для того, чтобы сменить сферу компетенций и перейти в другой отдел без потери карьерных ступеней, ему нужно получить образование и конвертировать свои компетенции. И для собственников бизнеса, и для управленцев, MBA — это новый опыт, «апгрейд» своих знаний на «взрослом» уровне, и, наконец, нетворкинг, когда ты из первых уст узнаешь, что происходит на рынке.
— Можно ли набрать бизнес-компетенции на онлайн-программах, которые сейчас так широко распространены?
Екатерина: Если студент соберет свою образовательную траекторию таким образом, что сможет контролировать системное получение тех или иных знаний и навыков, то да, потенциально он может это сделать самостоятельно. Но MBA основан, в первую очередь, на разборе реальных кейсов, в процессе которого у человека вырабатывается аналитический взгляд на решение проблем. Еще одно отличие (и преимущество) MBA — в том, что студенты системно получают обратную связь: они «обстукивают» свои проекты о других участников группы, что дает возможность «инкубировать» собственный проект во время учебы. Но самое главное: благодаря сотрудничеству МГИМО и Британской высшей школы дизайна нам удалось создать уникальную среду, в которой пересекаются две совершенно разные системы: компетенции МГИМО (маркетинг, менеджмент и другие общие бизнес-дисциплины) и творческий подход к обучению в Британке. На стыке этих двух систем и рождается крутой студенческий опыт, который онлайн-образование не в силах воссоздать.
Дарья: Важный элемент MBA — нетворкинг, и его невозможно сделать онлайн. Переписка в общем чате не сравнится с полноценными днями общения, когда
преподаватель задает тему и модерирует дискуссию в процессе разбора кейсов. Если говорить с точки зрения монетизации диплома, но ни одни онлайн-курсы не будут котироваться так, как MBA. Если вы закончите 10 онлайн-курсов по тем или иным навыкам, то вам, возможно, дадут новые задачи, и в конечном итоге это может привести к росту обязанностей и росту заработной платы. Но если вы говорите работодателю, что окончили MBA или поступили на MBA, то это показывает, во-первых, что вы серьезно относитесь к своей карьере, готовы инвестировать в нее время и деньги. Во-вторых, это другой уровень самопрезентации: на MBA вы постоянно учитесь продавать себя — слушателям, лекторам, заказчикам проекта. Еще одно отличие онлайн-курсов от полноценной MBA в том, что онлайн-продукт — это «полуфабрикат», он уже «переварен» для аудитории, которая вне зависимости от входного уровня присоединяется к курсу. На программы MBA мы отбираем людей.
— Понятно, какой вклад вносит Британка в программу «Менеджмент в индустрии моды». Но какую роль школа дизайна играет в программе «Стратегический маркетинг и менеджмент»?
Дарья: Маркетинг — это и наука, и искусство. Да, там есть математика, бизнес-процессы, планирование. Но маркетинг — это еще и про то, какую мечту мы продаем клиенту. Цвет, запах, клиентский сервис, ощущения, визуальная коммуникация — все это по сути искусство. Поэтому маркетинг рождается на стыке искусства и бизнеса. МГИМО в этой паре отвечает за бизнес, а БВШД — за новые технологии, инновации, креатив, нестандартное мышление. Британка дает действующим маркетологам понять, что то, что они делают, тесно связано с креативными профессиями. Скажем, чтобы получить логотип, маркетологу нужно составить для дизайнера правильное техническое задание. Или, прежде чем создавать digital-продукт, нужно провести маркетинговое исследование. Нейминг, нейромаркетинг, психология поведения потребителей — за все это отвечает Британка.
Екатерина: Сейчас говорят о том, что все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано, и маркетинг тоже переосмысляется как сфера деятельности. В постоянно меняющемся мире быстрее всего на изменения реагируют креативные индустрии, потому что они (к примеру, индустрия дизайна) быстрее всего взаимодействуют с проблемами, которые нужно решать. Программа по стратегическому маркетингу, созданная в Британской высшей школе дизайна, аккумулирует те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку в контексте изменений. И за счет кроссдисциплинарного взаимодействия и соприкосновения сред МГИМО и Британки студенты могут взять лучшее как из классической бизнес-школы, так и из университета креативных индустрий, и направить эти знания на решение актуальных проблем.
— Можно ли получить достойное MBA-образование в России, не ехать за ним за рубеж?
Екатерина: За программами MBA в последние 3–5 лет закрепилась конкретная часть рынка. Во многом благодаря Сколково и другим университетам, формат MBA дошел до России как понятная ступень развития собственного бизнеса. Лет 7–10 лет назад предприниматели делали бизнес «в полях», эмпирическим путем. Сейчас есть возможность получить системное образование в России, и оно не хуже, а иногда даже и лучше, чем за рубежом. Разница в цене кажется оправданной: в России то же образование может стоить в разы дешевле, и Британка не исключение: обучение в Великобритании у нашего партнера University of Hertfordshire стоит 12–13 тысяч фунтов в год. Это в два раза дороже, чем в Британской высшей школе дизайна в России. В похожей парадигме живет и формат MBA в России, и это нормально, потому что в России не готовы за образование платить больше.
Дарья: Обе MBA-программы валидированы в международной ассоциации MBA (AMBA), в которой состоит 2% лучших бизнес-школ мира. Это такой же диплом, который бы вы получили в любом другом иностранном вузе. Кроме того, как бы парадоксально это не звучало, MBA-образование в России — самое практиоориентированное. За рубежом, если вы платите большие деньги за обучение, вы не рассчитываете на мгновенную отдачу. Вы не ждете каких-то прикладных знаний: за рубежом MBA — это дискуссии о роли технологий, о том, куда катится мир и в чем смысл жизни. В нашей стране в той экономической конъюнктуре, в которой мы живем, никто не придет и не заплатит миллион, если впоследствии он не сможет «отбить» эти деньги в зарплате или в компетенциях для своего бизнеса.
И еще: если вы планируете делать бизнес в России, то и изучать нужно то, что работает в этой стране. Если мы возьмем Скандинавию, то Стокгольмская школа экономики — одна из лучших в мире по программам MBA. Но она опирается на культуру Евросоюза и на скандинавские реалии. То же самое и с Америкой: несмотря на то, что по бизнес-ментальности Америка близка к России, те механики, которые работают у них, не работают у нас, а во многих моментах мы, как Китай или государства новой формации (Гонконг, Сингапур), ушли вперед. Если вы хотите строить бизнес в быстро развивающемся мире, то получать MBA имеет смысл здесь.