Мыслить глобально
На мой взгляд, сегодня школы и университеты потеряли классическую монополию на образование. Главное, что сейчас могут дать образовательные институции — это нетворкинг, ресурсная база и доступ к максимально широкому пулу специалистов-практиков, желательно со всего мира. Поэтому одна из наших ключевых задач — быть не российским курсом для локальной индустрии, а давать в России международное образование. Для этого мы привлекаем на курс преподавателей с опытом работы в Европе и США. Например, модуль по дизайну интерфейса на программе преподает Александр Ловягин (Revolut), который живёт в Лондоне и специально на месяц прилетел в Москву к нашим студентам.
Мы и сами регулярно выбираемся в гости. Знакомим студентов с внутренними процессами не только ведущих российских дизайн-команд (Yandex, Rambler, Clay и других), но и зарубежных: уже были в Берлине, общались с местными студиями, командами и их рабочим процессом, уже традицией стали поездки на OFFF в Барселону и так далее.
При этом нужно понимать, что для нас образовательная программа — это не набор лекций отдельных спикеров и мероприятий, а специально продуманное, отработанное за пять лет сочетание теории, заданий, проектов, которые постоянно актуализируются и в оптимальном темпе погружают в профессию, позволяют освоить hard- и soft-skills — и при этом в режиме дополнительного образования, когда большинство студентов сочетают учебу и работу.
С началом пандемии наша программа одна из первых перешла на онлайн-обучение, что не так сложно сделать, когда речь про диджитал-профессию. Не всё прошло гладко, нас хорошо «перетряхнуло», но мы справились. Первая неделя карантина совпала со стартом модуля по VR. И вместо занятий в школьной VR-лаборатории, нам пришлось за вечер организовать студентам 30 VR-очков от наших друзей. А на смену ламповым внеучебным, но полезным посиделкам в нашей студии Madebymad, мы организовали серию онлайн-встреч с профессионалами из смежных креативных профессий «Who’s next?».
Смотреть на 360* в отрасли
Мы сознательно ушли от довольно узкого нейминга программы «Дизайн мобильных приложений», с которым мы существовали пять лет, поскольку название перестало отражать её суть и вмещать всё содержание. Сегодня наша профессия может быть очень разной. В каждой компании роль диджитал-дизайнера адаптируется под задачи конкретного бизнеса. Есть и другой срез профессии, который тоже накладывает свой отпечаток на функцию дизайнера и его карьеру — работа в агентстве, корпорации, продуктовой компании или на фрилансе.
Поэтому мы стремимся дать как можно более широкое и глубокое представление о работе, знакомим со специалистами, у которых разные компетенции и опыт, делаем проекты разного формата, чтобы студенты могли понять, какой вариант подходит им.
Например, в этом году экспертом первого модуля «Продукт» стал Антон Бондарев, один из основателей сервиса «Кухня на районе». Его опыт уникален тем, что Антон сам бывший дизайнер, у которого есть опыт запуска успешного продукта. Второго специалиста с таким бэкграундом найти, пожалуй, не просто, и я рад, что у ребят была возможность познакомиться с Антоном.
Мы стараемся передать свой опыт, не навязывать, что хорошо и плохо, научить задавать вопросы и выбирать компании, в которых будут востребованы ваши компетенции.
Решать задачи, которые невозможно автоматизировать
Автоматизировать какую-то функцию и снизить расходы — то, к чему естественным образом стремится бизнес. Диджитал тоже будет шаблонизироваться, но это не значит, что профессия дизайнера теряет ценность. Любой механизм, который упрощает работу, не умеет решать задачи. Быстро собрать страницу на Tilda или Readymag — одно, но ведь главное сделать так, чтобы она, например, продавала, помогала быстро зарегистрироваться на концерт или удобно оценить все тарифы авиакомпании. Для этого нужен специалист, который знает как, что и в какой последовательности написать, на чём сделать акцент, понимает контекст бизнеса и пользователя.
Мы давно работаем внутри рынка и своими глазами видим, как меняется индустрия и ожидания от дизайнеров. Если раньше для работы достаточно было иметь представление о гайдлайнах, то сейчас действительно часть старых функций дизайна автоматизируется, и на первый план выходит продуктовое мышление. Переход к понятию «продуктовый дизайн» — это правильная эволюция нашей предметной области. Более осмысленное проектирование пользовательского опыта. Сейчас диджитал по глубине дискуссии, процессам, инструментам начинает постепенно догонять другие более фундаментальные дизайн-отрасли.
Прогрессивным компаниям нужны дизайнеры, которые думают не только о решении своей узкой задачи, а мыслят категориями продукта, бизнеса, пользователя и думают цепочкой: откуда и с какой целью пришёл пользователь, что он захочет сделать дальше, какую пользу это принесет человеку и компании. Плюс, востребованы те, кто работает с разными платформами, а не заточены под узкую технологию. Дизайнеры от этого тоже выигрывают, ведь работать, понимая общую цель, интереснее, чем условно «рисовать иконки» или заниматься шрифтами. Хотя никто не отменял профи, которые специализируются на иллюстрации или типографике. Но чтобы развиваться в узкой области, нужно очень сильно любить её.
Сейчас рынок немного «перегрет»: крупные компании предлагают высокие зарплаты на стартовых позициях за решение довольно шаблонных задач. Но ситуация начинает меняться, и уже среди наших выпускников мы видим примеры, когда дизайнеры уходили из крупных компаний с хорошей зарплатой в стартапы, где теряют в деньгах, но получают динамику, крутой продукт, наставника и атмосферу.
Драйвить интерес к работе
Наша программа делится на 3 модуля, в каждом из которых мы меняем задачи и формат работы. Первый посвящен дизайну мобильных приложений, включая исследования, разработку концепции, UX, UI и другие стороны процесса. Каждый студент работает над своим проектом индивидуально, опираясь на свои возможности и полностью отвечая за результат. Во втором модуле мы расширяем взгляд и изучаем смежные технологии: голосовые ассистенты, чат-боты, современный веб, мессенджеры, VR и AR и другие. Эти технологии всё глубже проникают в жизнь, сервисы становятся мульти-платформенными. Поэтому важно знать, где и какие технологии уместно применить и как проектировать решения с их использованием.
На третьем модуле ребята работают с реальным заказчиком. В том или ином виде такой заказчик будет в будущей профессиональной деятельности у всех — это может быть руководитель в продуктовой компании, клиент в агентстве или заказчик на фрилансе. Важно понимать задачи, взаимодействовать с заказчиком и аргументировано защищать итоги работы.
В этом году студенты работают с кейсами от Miro, Revolut, IBM, Arzamas, Рокетбанка и стартапа из Великобритании.
Студенты получают бриф на уровне гипотезы, а не чётко прописанного техзадания. Они должны проверить гипотезу и трансформировать её в продукт, исследовать рынок и конкурентов, составить список функций, спроектировать UX и UI, протестировать, доработать до финального решения и защитить его перед клиентом. Важно, что работая над такой задачей, студенты получают знания не только от преподавателей, но и от команды на стороне клиента, учатся коммуницировать с заказчиком и внутри своей группы. Обычно мы сами подбирали брифы, в этом году предложили студентам подключиться и попробовать самим найти интересные задачи. Так, одна группа студентов предложила сделать проект о сексуальной грамотности.
Помимо больших проектов, каждый год мы придумываем фишки, которые позволяют драйвить ребят даже в самые рутинные моменты. Например, в этом году у нас Dribbble-челлендж. Каждый месяц студенты выкладывают хотя бы один «шот». Кто наберет больше всех лайков суммарно за год или за один шот получит классную фирменную майку, а тот, кто найдет через Dribbble клиента — супер-бонус от преподавателей курса.
В прошлом году в качестве дополнительного задания мы предложили студентам отправить проекты на международные конкурсы. Так на счету курса появилась первая награда Red Dot: Best of the Best!
Делать с любовью
Я убеждён, что всё нужно делать с любовью. Такое же отношение у нашей команды к образовательному процессу. Например, мы стараемся привлекать на курс уникальных преподавателей, которые преподают только в Британке. Мне кажется, когда ты ценишь то место, где тебе доверились, взаимно к этому относишься, делаешь максимальный вклад — это про любовь.
За пять лет у нас накопился багаж в виде наград, хороших карьер выпускников, коммьюнити. Но когда к нам на курс по рекомендации приходят учиться близкие наших выпускников, знакомых и коллег из индустрии — это для меня показатель доверия и огромный успех.
Новые работы студентов программы:
Богдана Кибза, приложение «Нансен» — визовое агентство в кармане
Кристина Широкова, игра Hide & Run
Юлия Кудрявцева, приложение Jangry для управления гневом
Больше проектов на странице программы и Behance.
Фото Сергея Гальцева: Михаил Елисеев