— Действительно ли существует разделение на цифровое и физическое в дизайне или эта граница стирается?
— Если мы говорим про концептуальный или стратегический брендинг, то по большому счету не важно, физический это мир или диджитал. Разрабатывая идентичность для бренда или продукта, мы оперируем атрибутами и придумываем характеристики. Они могут иметь немного разную механику в физическом и диджитал-мире, но вместе с тем обладают общими значениями, например, контрастности или эмоциональной окраски. Не говоря уже о таких прикладных вещах как цвет, графика, типографика.
Мы идем от пользовательских потребностей и проектируем brand experience, который в идеале является сквозным для любых направлений. BX присутствует в формате традиционных и цифровых носителей.
Но помимо концептуальной фазы есть этап дизайн-девелопмента, и тут чаще всего есть разделение с точки зрения производственных процессов.
— Какие принципы, подходы заимствуют друг у друга графический и диджитал-дизайн?
— Любой экран — это в том числе и графический дизайн. И, условно, он не становится менее графическим от того, что интерактивен.
Есть базовые понятия, такие как иерархия информации, пользовательский путь — они должны быть продуманы в любом информационном дизайне: от газеты до excel-таблиц. Физическая упаковка также имеет спроектированные дизайнером акценты, на которые реагирует глаз в определенной последовательности. Это общие принципы для любой среды.
Тем не менее из диджитал интересным образом на протяжении десятков лет выходит своя эстетика, некий графический или визуальный язык. Пиксели, яркий синий или зеленый с черным, моноширинность и прочее.
Мне кажется, что интереснее сопоставлять статичный и интерактивный дизайн, в котором главное — фидбек. Это очень интересная парадигма и новая глубина для дизайна.
— Есть впечатление, что все, что касается диджитал-дизайна, и в особенности UX-дизайна, это больше про функцию, какую-то утилитарность, а брендинг — про визуальную красоту, ощущение, эмоции.
— Один из важных аспектов диджитал — это метрики, с помощью которых можно проанализировать эффективность тех или иных решений. Но мне кажется, что мир состоит не только из транзакций в приложениях, которые нужно упрощать. Помимо всего этого есть некое созерцание, где большое значение играют чувственные и тональные вещи, которые могут не быть оцифрованными. Понятно, что диджитал-аналитик предложит мне проверить, насколько оно чувственно, эмоционально, и сделать еще более классно. Наверное, в этом есть определенная правда.
С другой стороны, насколько мы хотим, чтобы нас окружал идеальный мир с закругленными краями и нецарапающимися поверхностями? Может быть, определенная степень уязвимости, чувство уязвимости делает нашу жизнь и этот мир более настоящим?
Очень много в брендинге как раз об этом. Он интересен тем, что это не графика как таковая, это некий опыт взаимодействия с брендом, с мифом, с легендой. Поэтому да, брендинг оперирует эмоциями, но в том числе и опытом. И это то, чем занимается UX-специалист в диджитал-продуктах.
— Как дальше будет развиваться эта связка цифрового и физического?
— На мой взгляд, диджитал-компетенции на стороне дизайнера или агентства уже перешли в разряд рядового явления. И мне, например, более интересно, как диджитал, в абстрактном понимании, может обратно переходить в реальный мир, возвращаться в физику, взаимодействовать с окружающей средой: погодой, светом, присутствием или отсутствием человека. То, что отчасти существует в мире умных устройств, wearable-девайсов, пространственного арта и дизайна.
Физика и пространство становится высочайшей ценностью. Интеграция интерактивных технологий в дизайн пространств, дизайн предметов уже является большой, важной и модной темой, которая находится на стыке того, что принято называть графическим и диджитал-дизайном. И это, конечно, создаёт совершенно невероятный опыт.
Говорят, что следующая большая революция, — это революция трансформации, возможностей для людей не только переживать опыт, но меняться и быть другими. Тут будет много связей между дисциплинами, давайте следить за этим.
— Какие траектории развития карьеры сегодня существуют в индустрии?
— Когда-то графический дизайн был связан с упаковкой, рекламой и журналами, в профессии было 3 направления. А сегодня у нас 303 направления. Стало больше аспектов и, соответственно, узких ниш, в которых можно развиваться и быть востребованным. Это такой спринтерский вариант — освоить узкие компетенции и начать.
Если мы говорим про более высокоуровневое проектирование пользовательского опыта, про customer experience и более широкий brand experience, то здесь вообще может не быть никакого дизайна, и важнее понимать, как работает психология, эмоциональный интеллект и экономика выбора.
Я бы рекомендовал подходить к выбору карьерной траектории с точки зрения внутреннего ощущения. Человеку может быть ближе фундаментальный подход, который, возможно, приведет к какой-то нише. Тогда имеет смысл начинать с общих знаний о композиции, восприятии, иерархии в графике, колористике, понимания того, как это все воздействует на человека. Если же очень нравится делать, условно, 3D-персонажей, то надо идти и учиться этому. Очень здорово, когда есть страсть, желание быть в чем-то самым классным.
Наша программа «Айдентика и бренд-дизайн» предполагает навыки аналитического подхода, осознанного. Начиная с анализа того, что происходит в культурном, социальном, бизнес-контексте. Продолжая выявлением потребности, постановкой себе задачи, для которой нужно найти решение. И интерпретация этого в сильную, качественную, глубокую визуальную графику, композицию, типографику, эстетику — всё то, что мы называем дизайн-крафт, непосредственное «делание» дизайна. В целом мы двигаемся по «петле»: рисование —> стратегическое обоснование —> рисование и т.д. по кругу. Но это не самоцель, следующая стадия — представление проекта людям, которые не знакомы с ним и контекстом, который проанализировал студент. Мы учимся рассказывать свою историю, чтобы в будущем дизайнер помогал уже клиентам, заказчикам, брендам рассказывать их истории.
— Что ждет индустрию в связи с меняющимся глобальным контекстом?
— Мне кажется, что с уходом в удаленный формат взаимодействия мир физический, мир характерный, своеобразный будет становиться значительней и ценней. Поэтому, с одной стороны, будет расти профессия, связанная с проектированием опыта, а с другой — продолжится огромный запрос на графику.
Да, развитие технологий упрощает некоторые процессы в дизайне. Но здесь есть нюанс. Любой программный инструмент обладает предустановками, и интерфейс программы сам подталкивает, например, к использованию кнопок с закругленными углами. Привязки, сетки и гайды подталкивают к симметрии, ровности, отсутствию уникальных деталей и нюансов. Это приводит к максимально однообразному дизайну. Да, в мире hyper-efficiency не важно, как что выглядит, главное — сократить затраты и получить максимум прибыли.
Но мир очень быстро меняется, производство и потребление не может быть ценностью само по себе. Уже сейчас значительный рост показывают purpose-driven компании. Мы видим, что заказ на качественную визуальную коммуникацию, подчеркивающую идеи, высок и, я считаю, он будет только расти. Если сервисы или продукты выглядят одинаково, кого вы выберете? Того, кто больше потратил на рекламу или того, в ком больше идеи и аутентичности, за кем стоит философия и в ком вы узнаете себя? Я верю, что в борьбе за пользователя победит этика — сначала станет не модно, а вскоре просто немыслимо заставлять людей потреблять.