«Сегодня практически все российские авторы, которые занимаются современной фотографией, делают это в большей степени для зарубежных заказчиков. И это нормально — вы можете снимать в России классные истории и отправлять их в независимые западные журналы, причем таких кейсов масса. Однако в России можно выделить только пару изданий, которые по качеству графического и фото-контента соответствуют духу времени и мировому уровню. Поэтому на нашем курсе мы ждём людей, которые хотят развивать и расширять присутствие современной актуальной фотографии в России.
Задача программы — помочь студентам получить необходимый опыт и знания, чтобы найти себя и свое место, быть востребованным в современных медиа и понимать их или определить свой путь в качестве самостоятельных художников, работающих с фотографий. Мы стремимся также помочь тем, кто уже работает на этом рынке, но «упёрся в потолок», не понимая, как развиваться дальше, и хочет повысить свой профессиональный уровень, сделать проекты более актуальными и современными.
Подобная актуальность сейчас очень важна в фотографии. Современные заказчики ждут от фотографа не просто фотографий или репортажа в духе «как это было» — такой подход постепенно отмирает. Сегодня от автора требуется комплексный инструментарий, благодаря которому на выходе должна получиться целая фото-история, связанная сюжетом последовательность фотографий, где используются современные приёмы. Фотограф призван не просто изображать реальность, а «комментировать» её актуальными средствами, в идеале — быть ей, этой современностью.
Если перечислять основные этапы работы фотографа, то помимо непосредственной съемки, это и подбор команды (стилисты, визажисты, сет-дизайнеры, ассистенты и т.д.), разработка концепции съемки, и сборка итоговых «пар», верстка (аналогично работе бильд-редактора). Теперь все это на плечах самого фотографа, который уже выступает в роли скорее современного художника и «менеджера-директора-продюсера», придумывающего проект и реализующего его от начала до конца, привлекая в команду необходимые ресурсы.
Более того фотография сегодня — это не только снимки, но и дизайн, видео, и компьютерные эффекты. Например, модные журналы, часто дополняют фотосъемку фильмом, который выполнен в той же эстетике и тем же фотографом. То есть фотография как медиум сильно расширяет свои границы и уже сложно определить, где граница между фото, видео, анимацией, видео-артом и так далее.
Примерно каждые полгода появляются новые тренды, модные приёмы. Ты либо меняешься в соответствии с этим, либо попадаешь в другую трендовую группу и работаешь для соответствующих людей. Фотография в широком смысле как медиум современного искусства, влияет на ту фотографию, которую видит в журнале более широкий круг зрителей. Поэтому наша программа будет кросс-дисциплинарной.
Основная задача — не просто научить выставлять выдержку и нажимать на кнопку, делать портреты или пейзажи, а вырастить современных художников, которые умеют создавать истории. Поэтому мы будем говорить про современную культуру в более широком ключе: от музыки до кино, чтобы студенты научились понимать и чувствовать современный контекст применимо к фотографии.
Если раньше развитие фотографии могли замечать только профессионалы, то сегодня социальные сети и Интернет в целом дают возможность каждому видеть трансформацию искусства фотографии, следить за трендами и даже задавать их. Задачей фотографа становится поиск этого «переднего края» фотографии. Мы хотели бы видеть, что наши абитуриенты уже при поступлении на программу хотя бы примерно понимают, где этот «край» находится сегодня.
Например, это может быть модная индустрия, где регулярно появляются новые дизайнеры и по-прежнему необходимо огромное количество съёмок для каждой новой коллекции: издания, лукбуки, кампэйны для модных брендов. Знакомство с одним дизайнером одежды или аксессуаров открывает фотографу доступ к внушительному объему работы каждый сезон.
Кроме того, наши выпускники будут готовы к самостоятельным творческим проектам в коллаборации со стилистами, дизайнерами, необычными моделями и героями историй. Такие проекты с удовольствием принимают к рассмотрению зарубежные независимые издания, публикация в которых в профессиональной среде считается даже более престижной, чем проект для крупного издательства, порой ограничивающего свободу и контролирующего каждый шаг креативной команды.
Я уверен, что пока мы будем учиться, появится еще много новых сфер, медиа-ресурсов, где актуальная фотография будет востребована».
*использованы фотографии из архива Алексея Никишина.