BA (Hons) Interior Architecture and Design — одна из самых любимых студентами программ британского бакалавриата, ценности которой идеально отражаются в новом девизе БВШД «Думать. Делать. Действовать». Научить студентов мыслить концептуально, использовать знания, применяя их к контекстной среде, и довести идеи до практической реализации – вот главные цели обновленной программы. BA (Hons) Interior Architecture and Design теперь курируют Джеймс О’Брайан и Джозеф Ван дер Стин, которые пришли на смену Николасу Чампкинсу. Джеймс и Джозеф рассказали о себе, грядущих переменах в обучении и особом взгляде на современную архитектуру.
Николас Чампкинс курировал программу BA (Hons) Interior Architecture and Design на протяжении нескольких лет. Произойдут ли кардинальные изменения в образовательной программе с началом вашей преподавательской деятельности?
Джеймc: Программа BA (Hons) Interior Architecture and Design полностью повторяет аналогичную программу Хартфордширского Университета, то есть их структуры идентичны. Программы в одинаковой степени являются британскими и учитывают специфику британского образования в целом. Это означает, что содержание программы не сильно зависит от того или иного куратора. Мы хотим взять за основу схему, по которой преподавал Николас, дополнить ее персональными методиками и преподнести студентам, опираясь на собственное видение учебных процессов.
Джозеф: Да, действительно, программа с имеющейся структурой успешно существует уже долгое время. Наша задача – найти способы улучшить её, дополнить практическими навыками и идеями, продемонстрировать, как архитектура и дизайн могут гармонично сочетаться. Комплексный подход предполагает большое количество практических занятий, так называемой работы «в полях», когда студенты напрямую взаимодействуют с городом, средой, зданиями. Например, уже в ноябре мы везем студентов в Индию.
Программу курируют сразу два преподавателя. Распространена ли подобная практика в Великобритании?
Джеймс: Насколько мне известно, два куратора на одной программе - скорее исключение, чем правило. Однако совместные усилия и двойной багаж знаний помогут лучше структурировать программу и позволят по-другому взглянуть на систему преподавания. Студенты научатся мыслить шире и выходить за рамки привычного в своих концептах, ведь практические занятия будут строиться на основе двух разных точек зрения.
Джозеф: Я тоже не уверен в распространенности подобных тандемов, но мы можем похвастаться успешными примерами совместного сотрудничества. Такое партнерство становится просто бесценным, когда необходимо разобраться в проблеме или принять важное решение. Это обогащает личный опыт обоих кураторов и доносит идеи до студентов на более глубоком, фундаментальном уровне.
Вы работали в Великобритании, Индии, Японии, Мексике. Полезен ли ваш международный опыт студентам?
Джозеф: Архитектура и дизайн - дисциплины, которые, увы, подвержены влиянию трендов, что существенным образом нивелирует их значимость, ценность как гуманитарных и социальных инструментов. Наш подход, как было верно подмечено, носит кросс-культурный характер. В любом месте, безотносительно географии, мы пытаемся проникнуться культурой окружающих людей и затем выразить себя в дизайне архитектуры. Безусловно, есть и своя специфика, зависящая от региона. Например, в Индии, проектируя здания, необходимо учитывать особенности климатических условий - продолжительные муссонные ливни и периоды экстремальной засухи. Опыт, полученный нами в разных странах и даже континентах, позволит научить студентов глубже понимать нюансы работы архитектора, не зацикливаясь лишь на «поверхностном» дизайне.
Джеймс: Мне кажется, ключевым здесь является вопрос контекста. Работая в различных частях мира, вы должны мириться с культурными, климатическими и даже политическими реалиями, которые могут совершенно отличаться от привычных канонов. Место работы, строго говоря, влияет на создаваемую архитектуру, но не стоит ждать лежащего на поверхности универсального архитектурного решения, продиктованного средой. Посмотрите на масштабные девелоперские застройки, растянувшиеся от Дубая до Боготы, и вы увидите абсолютно похожие конструкции, возводимые по одним и тем же и принципам. Почему так происходит и куда исчезает пресловутая географическая самобытность? Проектируя «бетонные коробки», люди забывают про локальный менталитет, в результате тотальная гомогенизация приводит к размыванию уникального характера городов на фоне строительства зданий, абсолютно несовместимых с окружающей средой. Возникает желание избавить города от нелепых построек, не гармонирующих с ландшафтом. Мы хотим научить студентов критически относиться к собственному творчеству, чтобы они чувствовали не только эстетическую, но и социальную ответственность, понимая, как их творения способны взаимодействовать с городом.
Для успешного архитектора важны знания или упорство?
Джеймс: Я думаю, в меньшей степени речь идет об упорстве и в большей степени о постоянном процессе анализа. Как уже упоминалось выше, размещение архитектурных форм в современном городе требует скрупулезного исследования среды и глубокого понимания локального контекста. Мы поработали в разных частях мира, впитывая и заимствуя знания из разных культур. Если постоянно расширять кругозор, то это обязательно повлияет на ваши будущие архитектурные решения.
Джозеф: Успех имеет несколько составляющих, но самыми главными, на мой взгляд, являются везение и жажда познания нового. Если вы обладаете и тем, и другим, осознание себя как востребованного архитектора или дизайнера придет намного быстрее.
Когда вы сами учились архитектуре, был ли шанс воплотить в жизнь свой личный проект?
Джеймс: Да, во время последнего года обучения мы вместе с коллегой готовились к защите диплома и одновременно закончили проектировать здание. Финальный курс в London Metropolitan University подарил нам безграничную свободу, благодаря чему и удалось реализовать задуманное. Мы реконструировали старый лондонский гараж в викторианском стиле, стремясь превратить его в фотостудию и параллельно делали дипломную работу, посвященную современным постройкам Великобритании. Проекты были совершенно разными по масштабу и требовали разных подходов, но в итоге удалось досконально разобраться в каждом из них. Студенту легко оказаться оторванным от реальности, если фокусироваться лишь на теоретических знаниях об архитектуре. Между тем, работа с «живыми» объектами дает учащимся гораздо больше и тренирует дизайнерское мышление. Пока вы делаете первые робкие шаги в качестве архитектора, важно использовать свободу, предусматриваемую британской университетской системой и не забывать о постоянной практике.
Джозеф: Я непосредственно участвовал в ряде строительных и дизайнерских проектов на протяжении всего учебного периода. Особо хочется отметить работу с двумя частными домами, расположенными в Польше и Шотландии. В тот момент нужно было принимать во внимание совершенно разные культуры и региональные условия. Помимо двух домов, богатый опыт я получил, занимаясь проектированием зданий по всей Великобритании. Представляете, материалы, климат и даже люди – в каждой области страны они другие.
Насколько российское архитектурное образование отличается от британского?
Джозеф: Российское образование в области архитектуры было традиционно сосредоточено на производстве отдельных объектов или зданий с минимальной проработкой идей на уровне брифа и в отрыве от финального процесса строительства.
Я не стану отрицать, пост-советская эпоха подарила городам выдающиеся, монументальные здания, но свобода самовыражения в них отсутствует, как ни крути. Бездумная застройка, плохое проектирование испортили Москву и многие российские города-миллионники. К сожалению, нынешняя ситуация по-прежнему плачевна, а новое архитектурное образование в России, похоже, зашло слишком далеко в своем стремлении наводнить среду чересчур концептуальными и несуразными домами.
Джеймс: Я бывал на территории ArtPlay раньше, еще до того, как стать преподавателем. Оценивая визуально комплекс, состоящий из разрозненных корпусов, я понял, на чем базировалась российская архитектура – на ограничении свободы. Учеба в более традиционных архитектурных школах не позволяет российским студентам раскрыть творческий потенциал. Они не способны вкладывать душу и эмоции в свои детища. Надеюсь, мы сможем дать учащимся гораздо больше, научить их мыслить нестандартно, не теряя при этом связи с городским контекстом.
Что больше всего вдохновляет в преподавании?
Джеймс: Мне одинаково нравится процесс и результат. Постоянно находишься в тонусе, проходя все этапы один за другим, но истинное удовольствие приходит в конце года, когда ты видишь результат преподавания и замечаешь, как студенты меняются в профессиональном плане. Регулярное написание брифов и формулирование сути, которую мы хотим донести до студентов, заставляют отбросить всё лишне, второстепенное и задуматься над источником вдохновения.
Джозеф: Преподавание очень сильно перекликается с воспитанием личности. Обучение студентов происходит через понимание их устремлений и жизненных принципов. Следить за подопечными - потрясающе интересно, и пусть результаты не так очевидны в самом начале, с течением времени становится виден итог твоих персональных усилий, совсем как при возведении домов.
Поделитесь вашими планами на учебный год?
Джозеф: В этом году приоритетным для нас является воспитание определенного чувства гордости за то, что студенты производят; в то же время мы планируем пропускать их работы через некий фильтр качества и быть достаточно строгими в своих оценках. Основными критериями можно назвать доскональность, любознательность и продуктивность. Хотелось бы культивировать их умение одинаково хорошо чувствовать материалы и распоряжаться пространством в условиях окружающей действительности.
Джеймс: Главное - привить студентам любовь к созданию и оформлению домов, объектов, открытых пространств, а также показать, как всё перечисленное складывается в единую гармоничную систему, выдерживающую физические и социальные нагрузки. Мы также работаем над проведением недельного семинара в Москве, посвященного тренингу архитекторов, проектирующих жилье для пострадавших от природных и техногенных катастроф. Сотрудничая с нашими друзьями в Emergency Architects Foundation и Human Rights Network при Royal Danish Academy of Fine Arts, мы хотим показать студентам, как добиться мощного социального эффекта при минимальной финансовой поддержке. Мы хотим донести до студентов мысль о том, что архитектурное образование – это не только возможность создавать удивительные объекты, но и возможность менять мир, помогать ему становиться лучше. И семинар должен этому поспособствовать. Надеемся, что он состоится в следующем году и пройдет не только для студентов Британки, но и для архитекторов из других университетов.