О выпускниках программы «Ювелирный дизайн»
Студенты оказались очень талантливыми, в процессе учебы они создавали интересные и нетривиальные ювелирные изделия. Получилось в большей степени ориентировать их на передовую, авангардную «ювелирку», где каждое украшение — практически арт-объект. Наши выпускники вряд ли будут работать на больших ювелирных предприятиях, делающих массовый продукт.
Это достаточно логичное следствие того, что ювелирный дизайн преподавался им не как часть ремесла. В традиционном ювелирном деле есть мастер, который очень хорошо понимает технологию производства и умеет немного рисовать. Мы же сфокусировались на том, что дизайнер — отдельный, самостоятельный специалист, владеющий канонами дизайна и умеющий их применять в ювелирной области. Поэтому у студентов получились очень необычные, яркие вещи.
О том, что программа становится двухгодичной
Характерная особенность прошлогодней программы — большое количество разных специалистов, преподающих одну дисциплину. С одной стороны, в этом есть свои преимущества, потому что учащиеся видели отличающиеся точки зрения, методики и подходы. С другой стороны, зачастую пазл (он же учебный предмет) не складывался в умах студентов в целостную картину, поэтому в новом учебном году количество преподавателей будет сокращено за счет более фундаментального подхода к изучению конкретных дисциплин.
Также перераспределится количество часов, отводимых на ручной труд, который занимал раньше до 80% учебного времени. Современный производственный ювелирный цикл устроен несколько по-другому — он во многом построен на 3D моделировании и 3D печати. Ручной же труд больше связан с обработкой уже вышедшей из литья заготовки. C технологиями ручного труда дизайнер должен быть знаком только на уровне достаточном для того, чтобы создавать проекты, которые потом ювелиры на производстве смогут без технических проблем претворить в жизнь.
Поэтому мы стараемся скорректировать образовательный процесс и привести его к современным реалиям. За два года можно очень хорошо освоить ювелирный дизайн в целом и 3D моделирование в частности, а вот одного года, скорее всего, будет недостаточно.
О современном состоянии индустрии
Кризис диктует изменения в сознании массового потребителя. Растет количество тех, кто ценит качество и не приемлет массовый продукт. Именно поэтому появляется запрос на ювелирных дизайнеров как отдельных специалистов, способных разрабатывать эксклюзивные изделия. Программа «Ювелирный дизайн. Базовый курс» как раз учит создавать украшения в соответствии с концепцией, художественным видением, а не из расчета граммовки, количества производственных операций или расходных материалов.
Безусловно, если есть желание строить ювелирный бизнес, то коммерческой составляющей здесь нельзя пренебрегать. Но схема монетизации должна строиться принципиально по-новому — не «сделать подешевле — продать подороже», а исходя из того, насколько ярким и востребованным для целевой аудитории получается конечный продукт.
О материалах и ресурсах
Современный ювелирный дизайн подразумевает применение совершенно разнородных материалов; в изделиях используется стекло, драгоценные камни, пластик, дерево и даже смолы. Этому посвящены отдельные мастер-классы профильных специалистов, что очень важно. Если говорить о драгоценных металлах, то существуют ограничения юридического плана на их использование в учебном процессе.
Тем не менее, работы студентов от этого не страдают, потому что технологии литья недрагоценных сплавов практически не отличаются от технологий работы с драгоценными металлами. Научившись обрабатывать мельхиор или другие сплавы в мастерской, студенты с той же легкостью смогут в дальнейшем обращаться с золотом или серебром.
О целях и задачах
Наша внутренняя цель, прежде всего, — подготовка высококвалифицированных специалистов-дизайнеров, которые в совершенстве знают современный производственный цикл, владеют различными подходами в области проектирования, на практике применяют конкретные дизайнерские средства и методы, анализируют опыт лучших мировых мастеров.
Приоритетная цель с точки зрения внешнего наблюдателя — получение очень ярких проектов, погружающих студентов в живую ювелирную среду. Именно за этим мы приглашаем для преподавания действующих руководителей ювелирных дизайнерских домов, профильных специалистов, владельцев собственных брендов.
На программе постоянно организуются выездные практики, студенты принимают участие в международных конкурсах и коллаборациях со смежными программами БВШД (такими как «Fashion business» и «Фотография»). Таким образом процесс обучения становится максимально интегрирован в реальный мир современного ювелирного дизайна. Если при этом проекты учащихся будут иметь определённый вес в индустрии, получат награды и рецензии действующих специалистов в ювелирной сфере, то главную задачу программы можно считать выполненной.