Художник, куратор программы «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна Михаил Левин рассказал изданию CITYMAGAZINE о прошлом и настоящем современной живописи.
Живопись действия
Термин «живопись действия» придуман американским критиком Гарольдом Розенбергом и впервые прозвучал в его новаторской статье American action painters для журнал ARTnews в декабре 1952 года. Меж тем само направление, некоторое время фактически остававшееся безымянным, зародилось в Штатах сразу после Второй мировой войны. Наряду с живописью цветового поля (в основе использование плоскостей однородных цветов большого масштаба, не центрированных) оно было одним из двух разновидностей абстрактного экспрессионизма. Процесс создания картин включал брызги, использование активных мазков и капающую краску на холст, а не тщательное и аккуратное применение живописных методов.
Родоначальником этого направления стал Джексон Поллок, творивший в технике дриппинг (от англ. «капающий»). Его ритуальные танцы вокруг огромных полотен холста, которые он растягивал по полу, стали культовым явлением и началом пост-модернизма. Именно он придумал разбрызгивать краску, тем самым выражая эмоции и свое состояние — таким образом ему удалось передать дух перемен того времени. При этом Поллок никогда не делал наброски и эскизы, подчиняясь исключительно «велению музы».
Яркими представителями течения также были Франц Клайн, долгое время ограничивавший цветовую палитру черным, серым и красным, и Виллем де Кунинг, чья работа Interchange при жизни художника была продана на аукционе за рекордные $20 млн 680 тыс.
В наши дни главный представитель направления – немец Герхард Рихтер. Он создает многослойные и очень экспрессивные полотна при помощи различных скребков, шпателей и специальных инструментов, которые позволяют ему проскабливать и распределять красочные слои на холстах. Этот мастер занимает почетное второе место в плеяде самых дорогих из ныне живущих художников, уступая лишь американцу Джеффу Кунсу.
Магический реализм
В 1920-е годы в Европе зародилось новое направление в искусстве, отличительной чертой которого стало сочетание вполне повседневных сюжетов с откровенными фантазиями. Сам термин «магический реализм» был изобретен немецким фотографом и искусствоведом Францем Рохом в 1925 году, чтобы охарактеризовать современные реалистические картины с фантастическими или сказочными сюжетами. Суть данного направления заключается в том, что художники передают некое волшебство, можно сказать, даже подобие сказки в своих произведениях.
Среди художников особо заметную роль сыграли Джорджо де Кирико, Альберто Савинио в Италии, а также Александр Канольдт и Адольф Зиглер в Германии. Магический реализм тесно связан со сказочными описаниями сюрреализма и нео-романтизма во Франции. Этот термин также используется некоторыми американскими художниками, включая Пола Кадмуса, Филиппа Эвергуда и Айвена Олбрайта, в 1940-1950-х годах.
Одну из ключевых фигур магического реализма Джорджо де Кирико по праву считают предвестником сюрреализма. В одном из своих последних интервью на вопрос: «Кого вы считаете лучшим художником XX века?» Кирико ответил: «Себя».
Один из ярчайших живописцев нашего времени, работающий в силе магического реализма, — Питер Дойг. Рожденный в Шотландии и учившийся в Лондоне, он уже больше 15 лет живет в Тринидаде. Когда видишь их вживую, дыхание замирает и у тебя создается ощущение, что ты погружаешься в какой-то прекрасный и неизведанный мир. Для Дойга важны воспоминания и ощущения, испытанные в конкретном месте, поэтому он никогда не пишет с натуры, а иногда даже использует фото или фильмы. Он стабильно входит в топ-10 самых покупаемых художников мира.
Гиперреализм
Считается, что термин «гиперреализм» впервые предложил использовать бельгийский арт-дилер Иса Брахот в 1973 году как более точно выражающий суть стиля, основанного на точной передаче действительности, чем существовавшее тогда обозначение «фотореализм». В отличие от фотореалистов, создающих произведение по фотографии, гиперреалисты пишут свои работы, подчас внешне совершенно не отличимые от снимков, не стремясь копировать реальность.
Для достижения правдоподобности мастера используют новаторские техники нанесения краски, в частности, с помощью распыления аэрографом, что позволяет сохранять «антураж» фотографии. Некоторые ограничиваются такими «изобразительными средствами» как простой карандаш и уголь и с помощью этого арсенала создают картины, больше похожие на черно-белые фото.
Главными художниками можно считать Роберта Бехтла, Ричарда Эстеса, Одри Флэка, Ральфа Гойнса. В скульптуре выдающимся практиком был Дуэйн Хэнсон вместе с Джоном де Андреа.
Одним из наиболее интересных представителей направления является Чак Клоуз. Его стиль эволюционировал в силу трагических жизненных обстоятельств. Когда он получил травму позвоночника и оказался парализован, художник придумал гибрид пиксель-арта и фотореализма, поскольку не мог контролировать свои движения для достижения фотореалистичного изображения.
Неоэкспрессионизм
В 1980-х годах это направление выступило в качестве масштабного возрождения живописи в экспрессионистской манере. Это произошло на международном уровне и было воспринято как реакция на минимализм и концептуальное искусство, которое доминировало в 1970-х годах. В США ведущими фигурами этого направления были художники Филипп Гастон и Джулиан Шнабель, а в Британии — Кристофер Ле Брун и Паула Рего. В Германии наблюдалось серьезное развитие неоэкспрессионизма в силу его экспрессионистского наследия, нео-экспрессионисты стали известны как Neue Wilden (новые фовисты).
В Италии неоэкспрессионистская живопись появилась под знаменем трансавангарда (за пределами авангарда). Во Франции группа под названием Figuration Libre (Свободное фигуративное искусство) была сформирована в 1981 году Робертом Комбасом, Реми Бланшаром, Франсуа Буарондом и Эрве де Росой. Работы художников отличали нарочито яркие цвета, подчас плохо сочетающиеся между собой. При этом на картинах изображены узнаваемые «земные» образы: дома, люди, животные, деревья, но, как правило, в грубовато-абстрактной форме.
Одна из самых известных и успешных представителей неоэкспрессионизма в наши дни — Марлен Дюма. В прошлом она создавала картины, коллажи, рисунки, принты и инсталляции, а сейчас работает главным образом с маслом на холсте и чернилами на бумаге.
Большинство ее произведений могут быть отнесены к категории «портрет», но не являются таковыми в традиционном смысле, вместо фактического человека представляя собой эмоцию или состояние ума.
На курсе «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна студенты знакомятся с лучшими зарубежными и российскими практиками, актуальными направлениями современного искусства, анализируют контекст, экспериментируют в мастерских и развивают собственный творческий метод. Школа продолжает набор на программу на 2018-2020 учебные гг; Подробная информация, расписание и условия поступления на странице программы.
Фотографии:
- Работы Джексона Поллока, Герхарда Рихтера, Джорджо де Кирико (вверху)
- Работы Ричарда Эстеса, Чака Клоуза, Филиппа Гастона, Марлен Дюма (внизу)