Ювелирный дизайнер и основательница бренда украшений AMARIN.
От бижутерии до ювелирного дизайна
До поступления в Британку я увлекалась созданием бижутерии: украшений с использованием бисера, бусин и кристаллов Swarovski. Со временем мне захотелось двигаться дальше, и я поняла, что этих материалов не хватает для реализации всех моих идей. Так появилась идея попробовать сдать вступительные экзамены на программу «Ювелирный дизайн», — и у меня получилось.
Было много эмоций: новые знакомства, творческая атмосфера, преподаватели, чьими работами я восхищалась еще до поступления. Было ощущение, будто вся жизнь вокруг заполнилась дизайном. Я не ожидала, что погружение в процесс обучения и творческую среду будет настолько глубоким.
Главное и самое ценное, что я обрела в Британке, — это понимание общих принципов работы над дизайн-проектом. Умение поставить задачу, найти референсы и получить в итоге желаемый результат — эти навыки применимы в любом направлении дизайна, далеко за пределами ювелирного бизнеса. Я пользуюсь ими постоянно, например, в коммуникации с графическими дизайнерами при изготовлении полиграфии для бренда, в работе со стилистами и фотографами при планировании фотосъемок. Без этих знаний было бы гораздо труднее найти общий язык и поставить задачу исполнителю.
Они помогли даже во время строительства загородного дома, когда я думала, каким сделать интерьер. Я составила мудборд, подобрала референсы, фактуры и цвета — все это распечатала и красиво наклеила на большие листы. Помню, как пришла с этой папкой на встречу с дизайнером, и мы сразу нашли общий язык. А в результате у нас получился именно тот интерьер, о котором я мечтала.
Коллекция «М1» — ювелирные украшения с подвижными элементами. Курсовая работа Марины в Британке.
Строительный магазин как источник вдохновения
Больше всего из обучения в Британке мне запомнилась работа над коллекцией «М1». Ее концепция предполагала создание украшений с функционалом и эстетикой механизмов. Помню, как в поисках прототипов ездила по строительным магазинам, смотрела, фотографировала, покупала разные инструменты, винтики, шурупы и другие детальки, названия которых я даже не знала. Меня интересовало все, что вертелось и казалось достаточно красивым и подходящим для ювелирной коллекции. В итоге получились украшения с использованием пружинного механизма, с крутящейся гайкой, с подвижной шестеренкой, которая меняет размер кольца. До сих пор очень довольна результатом.
Моя дипломная работа была посвящена русскому стилю. Мне хотелось доказать, что украшения, вдохновленные предметами нашего традиционного обихода, могут быть современными. Референсами для меня стали предметы, в которых присутствуют металл и дерево, — потом в украшениях я использовала те же материалы. А первые экземпляры были дополнительно украшены росписью в русском стиле. Для этого я специально искала человека, владеющего такой техникой, и через какое-то время в подмосковном городе нашла женщину, которая занимается росписью по дереву.
Не менее интересно было снимать на моделях готовую коллекцию в парке «Никола-Ленивец». Я пригласила стилиста и договорились с дизайнером одежды, чтобы та сшила костюмы специально для этой съемки. Кстати, обе девушки тоже были из Британки, и у нас получилась отличная команда! Из всех съемок моих украшений, именно эту я считаю самой красивой.
Дипломная коллекция Folk — современная интерпретация русского стиля.
Курсовой проект → собственный бренд
Когда поступала в Британку, я даже не думала, что результатом обучения станет запуск своего бренда. Я не оценивала все настолько серьезно, а потом оказалось, что сама программа построена так, что уже в середине обучения, на этапе защиты курсового проекта концепция будущего бренда формируется сама собой. Обязательной частью этого проекта была разработка стратегии продвижения, айдентики, четкое описание целевой аудитории, ее болей и потребностей. Надо было придумать логотип, упаковку и красивую выкладку (стенд). А еще организовать профессиональную съемку коллекции в едином визуальном стиле.
К концу первого года обучения у меня на руках уже были все компоненты, необходимые для запуска бренда. Все было готово, а мне оставалось только объединить все мои наработки и решиться сделать шаг в неизвестность. Я создала страничку в соцсетях, сама сделала сайт и придумала название бренда, соединив первые буквы моего имени и фамилии: так Анохина Марина превратилась в
AMARIN. После выхода моей первой коллекции появились даже упоминания бренда в прессе. А потом — первые заказы и продажи.
Коллекция Cork — подвески и кольца, вдохновленные винными пробками.
Сейчас мы продаем уже не одну, а семь коллекций украшений и стараемся все так же уверенно стоять на ногах. Несколько месяцев назад я решила немного перестроить бизнес-модель, и если раньше активно развивала розничные продажи, соцсети и PR, то сейчас сделала акцент на работу с крупными мультибрендовыми магазинами. Это помогло мне сократить время, которое раньше я тратила на работу. Появилась возможность немного отдохнуть и, никуда не спеша, понаблюдать за рынком и развитием движения за отмену закона 47-ФЗ*. Я все-таки надеюсь, что это возможно, тем более на днях появились первые положительные сдвиги: приняли инициативу о возвращении налоговых льгот для ювелирной отрасли и начали активно собирать голоса.
Если внести поправки в новый закон все-таки не получится, я очень рассчитываю, что на рынке появятся компании, которые за разумную плату возьмутся вести нашу бухгалтерию и отчетность. В самом крайнем случае всегда можно перейти на недрагоценные металлы, к тому же создание качественной бижутерии не менее интересно, чем работа теми же золотыми украшениями.
Все новые бюрократические трудности и издержки, связанные с драгоценными металлами, вряд ли станут серьезным препятствием для тех, кто стремится создавать произведения искусства. По-настоящему талантливая работа всегда будет востребована и сможет окупить затраты на ее создание. В первую очередь, ценность изделия определяется его замыслом и дизайном, далеко не только стоимостью металла. Также не стоит исключать и другие, менее очевидные факторы, например, участие коллекции в престижных конкурсах, выставках и биеннале. которые оказывают весомое влияние на восприятие бренда и повышают ценность коллекции.
Коллекция Signs.
Если хочется все бросить
Я думаю, что легче всего тем, кто находится только в начале своего пути. Например, если вас пугает новый закон, есть много вариантов работы с деревом, керамикой, титаном или пластиком. Создание стильной и востребованной коллекции из недрагоценных металлов — такая же дизайнерская задача. Главное, любовь к своему делу, желание им заниматься и готовность к креативным, нестандартным решениям.
Когда у меня нет сил на работу и мне хочется все бросить, я стараюсь переключиться на получение новых знаний. Учиться всегда интересно, тем более ощущение того, что я не опускаю руки, не стою на месте и развиваюсь, помогает всегда. Оно позволяет вернуться к работе с новыми силами.
Я, например, мечтаю о том, что однажды у меня будет свой маленький красивый магазинчик. Там можно будет общаться с клиентами, рассказывать о будущих коллекциях и угощать всех чашечкой кофе.
* 47-ФЗ — закон об отмене налоговых льгот для производителей ювелирных изделий, принятый в начале марта 2022 года и оказавший значительное влияние на всю индустрию украшений.