— Как вы выбрали профессию художника-сценографа?
— С театром я знакома с самого детства, когда еще училась в балетном училище и танцевала снежинку на новогодних «Щелкунчиках». Получив хорошее театральное образование, я не хотела оставлять театр после травмы. Поэтому я переучилась на театрального художника в Британской высшей школе дизайна. Спасибо маме, художественную школу я тоже закончила. Насмотревшись на ветхие декорации в театре , я желала поработать и переработать. Поработать с классическими постановками и шедеврами мировой классики, что было весьма ответственно, но интересно в процессе работы вписать современные технологии в классический балетный спектакль.
— Как судьба вас свела с театром Гуанчжой Сити балет?
— После выпуска из Британки я разработала эскиз костюма для балерины из антрепризной труппы, для ведущей партии «Кармен». В процессе изготовления костюма в театральных мастерских я познакомилась с заслуженной артисткой Джу Юн Бе и солистом Большого Театра Андреем Болотиным, которым заказали как раз постановку «Сильфиды» в Южной Корее. Это был судьбоносный поворот. После некоторого общения мне предложили стать театральным художником этого спектакля.
— Как происходит процесс создания декораций?
— Создание декораций начинается задолго до того, как зритель увидит их на сцене, а артисты начнут учить новые партии. У каждой детали есть своя история до того, как она окажется на сцене. Создание — это увлекательный процесс. Присутствует частичка волшебства, и поход в магазин тканей уже не кажется таким обычным.
Тесно общаясь с балетмейстером, я разработала декорации с учетом пожеланий хореографа и директора театра. Придя к общему решению, что лес должен состоять из деревьев, а не из фантастического чертополоха, я решила довести достоверность до максимума и использовала искусственные объемные бутафорские растения, расположив их на рельефы под деревьями. Для реки мы использовали зеркальные пленки — перекинули через речку мостик и создали ощущение настоящего таинственного леса. И все это в балете, где главная особенность — свободный планшет сцены. В первом же акте, помимо волшебных полетов Сильфиды над сценой, исчезания в камине и на кресле, что прописано еще при первой постановке балета в 1832 году, требовалось передать атмосферу Шотландии, в которой происходит действие. Я изучила узор тартан (это традиционный клетчатый орнамент), после составила свои патерны для клетчатых кулис и для ткани костюмов. Передать образ страны мне помогло знание о любви народа к традиционной шотландской охоте, которая отражается в таких деталях, как люстра из оленьих рогов и голова оленя над камином. В начале второго акта, когда колдунья Мэдж отравляет шарф, чтобы умертвить Сильфиду, я придумала необычный котел, в форме паука, который перемещается по сцене, бурля и дымясь. Кстати, когда я рисовала, был Хэллоуин, что несомненно повлияло на наличие паутины-занавеса.
Премьера спектакля прошла успешно. На следующий сезон в конце 2019 года театр Гуанчжой Сити балет попросил меня создать декорации к балету «Спящая Красавица». Я согласилась. Сроки для работы над разработкой декораций были жесткими — всего 2 месяца для такого масштабного спектакля. Это было волнительно. Я прорисовала все новогодние праздники и в начале февраля отправила готовые эскизы и чертежи в театр для дальнейшей производственной работы в мастерских. Но тут нежданно Covid застал всех врасплох, и производство спектакля остановилось до середины лета. Я должна была лететь в Корею несколько раз, но из-за закрытия границ пришлось вести работу удаленно. Через популярное приложение в Корее Kakao Talk обменивались фотографиями и комментариями достаточно оперативно. Все прошло по плану, потому что я отправила достаточно подробные чертежи и эскизы и фотографии макета, где мы с профессиональным фотографом поставили свет, который передал мной задуманное настроение.
Я обратилась к истории и решила работать на контрасте реализма и волшебства. В основу идеи декораций лег французский сад, который находился за дворцом. Обычно в таких регулярных садах устраивали постановку спектаклей. В моем случае получилась инверсия — в спектакле показан план сада в виде орнамента на планшете сцены. Для волшебного занавеса, когда королевство засыпает, вдохновением для меня послужило вологодское кружево. Мне хотелось наполнить декорации русской душой, петь в унисон с музыкой Чайковского, не смотря на французский сюжет. Чтобы понять, как рисовать кружево, я начала смотреть, как плести его на коклюшках. Это такой инструмент для плетения кружева, как в них можно не запутаться, совершенно не понятно. Идея была такая — золотое кружево олицетворяет зарастание дворца растениями, опускается с ядовитой черной прялкой и укалывает уснувшую Аврору. А после волшебного поцелуя раскалывается на двое. Для сказочного леса, выросшего за 100 лет сна принцессы, я придумала мертвые деревья, обросшие сиренью, символом главной доброй феи. Они появляются перед дворцовыми колоннами-кулисами. В центре же располагается удушающее, закручивающееся вокруг прялки страшное дерево. Это магия злой феи Карабос. Мне удалось достичь эффекта многослойности за счет использования невидимых сеток.
Премьера балета состоялась не так давно, 18 декабря. Была
прямая трансляция.
Instagram* Дарии