— Чем занимались до Британки и почему решили поступить на программу «Современное искусство»?
— До поступления в Британку я работала в сфере коммуникаций в корпоративном секторе, последние 7 лет на крупных руководящих позициях. Работу я свою очень любила, много повидала и узнала, так как приходилось погружаться в разные отрасли. Потребность в творчестве у меня была всегда — параллельно работе я посещала мастер-классы по разным техникам, в том числе в мастерских у художников.
В 2016 году стал очень сильно болеть мой старший сын, и мне пришлось уйти с офисной работы на удалёнку. Тем не менее, мотание по больницам было несовместимо с той нагрузкой и ответственностью, которая у меня была. В голове крутилось много мыслей по поводу своей реализации, появилось желание перейти в профессию с творческой составляющей и позволяющую оставлять больше времени для семьи. Очевидно, что мне было необходимо получить новое образование и желательно международного уровня, чтобы не быть привязанной к конкретному месту.
На работе мне посоветовали Британку как лучший творческий ВУЗ в России. Я решила пойти на product design, так как профессионалов в этой области очень мало, а помимо творческой у меня есть и изобретательская «жилка». Я настроилась на британский бакалавриат в надежде, что смогу совмещать учёбу, личные задачи, удалённую работу. Реальность оказалась совсем другой — нагрузка была огромная и несмотря на то, что мне было очень интересно учиться и вдохновение било через край, я стала физически выдыхаться: несколько месяцев я спала по 3-4 часа, чтобы всё успевать.
На «Современное искусство» я попала благодаря сильному и иррациональному внутреннему порыву, а также стечению обстоятельств. Дело в том, что все студенты обязаны отучиться один год на вводном курсе
Foundation Art & Design, где «пробуют» разные направления: Fashion, Product Design, Illustration, Fine Art. Блок Fine Art (искусство) захватил меня полностью, но я отмахивалась от этой идеи как от совершенно непрактичной. Так как я не «тянула» бакалавриат, пришлось думать о переводе на другой курс. Это оказалось возможно, и поскольку я не хотела терять год, пошла проситься на российский курс ДПО «Современное искусство». Куратор Михаил Левин внимательно изучил моё портфолио, побеседовал со мной и, несмотря на некоторые сомнения, всё же решил дать мне шанс, хотя студенты и отучились уже почти треть учебной программы первого года. Мне пришлось очень быстро осваиваться и «догонять». Первое время было очень сложно, но ещё более интересно. В конечном счёте, я очень счастлива и благодарна, что так всё сложилось — в итоге я реализовала свою детскую мечту и стала художником.
— Что больше всего поменялось в жизни за время учебы?
— Самую большую перемену я вижу в том, как я стала воспринимать окружающий мир. Ко мне словно вернулось детское открытое состояние, когда из разных мелочей (облака, тени, обрывки бумажек, фразы, сны) возникают большие фантазии, мир становится насыщенным миллионами новых смыслов. Я начала исследовать мир как художник — стали развиваться мои творческие рецепторы, восприятие цвета, звука и формы. Раскрылась эмоциональная «кладовая» через которую я научилась проживать свои идеи, проекты и создавать художественные высказывания. Вообще поменялось всё — работа, образ жизни, круг общения, ценности, мировоззрение. Я словно перешла через какой-то портал в совершенно другое измерение, которое оказалось намного ярче и духовно богаче, чем прежнее. Конечно, я осталась собой, но мой потенциал стал развиваться, что очень позитивно повлияло и на моих детей — в них непроизвольно тоже стали открываться удивительные творческие таланты.
— Какие навыки удалось подтянуть за время учебы?
— Сложно всё перечислить, это огромный объём новых знаний и умений. Британка уникальна тем, что позволяет студентам в рамках обучающего курса работать в специализированных и великолепно оборудованных мастерских и студиях. Тут есть всё, что угодно: AR оборудование, фотомастерская, лазерные станки, студия шелкографии, скульптурная мастерская (где можно работать с гипсом, силиконом, глиной). Я научилась работать в разных редакторах (Photoshop, Illustrator), монтировать видео и звук, анимировать, делать и обрабатывать фотографии, вести арт-дневник (скетчбук), анализировать другие произведения искусства. Узнала на практике, как профессионально представлять свои работы, создавать проекты в сфере искусства «от и до». Научилась применять свои академические навыки — очень люблю этап исследования, которое предшествует созданию конечного образа и физического воплощения в виде конкретной работы или проекта.
Это просто колоссальная школа, и мне до сих пор не верится, что всё это возможно «уместить» в два года. Больше всего мне нравится, что теоретический и практический блоки тесно сплетаются и дополняют друг друга. Я вижу пройденную школу как нечто, что объединяет и создаёт просто волшебный «компот» из интеллекта, эмоций и практического труда.
— Расскажите о вашем пути после окончания Британки.
— Ещё во время учёбы я получила опыт работы как куратор на небольших международных проектах в рамках Miami Art Week, World Art Dubai, в Лондоне. Это были арт-проекты с хорошим медийным освещением, с большой предшествующей исследовательской работой. Поэтому после завершения курса я примерно представляла себе не только российский, но и международный контекст и уровень, и как куратор, и как художник. В кураторской практике я решила взять паузу и сосредоточиться на своём развитии как художника.
Около года после завершения учёбы я находилась в потоке тестирования разных практик и исследования разнообразных тем. Этот этап, я полагаю, есть у каждого художника. Прямо перед пандемией была выставка в Лондоне, где я получила хорошие отзывы, которые меня очень вдохновили. Сейчас по мере сил и возможностей (у меня трое детей и работа) участвую в выставках, развиваю отношения с арт-сообществами в регионах нашей страны.
— Над каким проектом вы работаете сейчас?
— Самая глобальная и интеллектуально заряженная тема в настоящее время — «нумерологические матрицы» (©NumMatrix). Это моё изобретение, истоки которого — дипломный проект в Британке. Начинала я с мыслей о закономерностях, единой системе мироздания. Концепция нумерологической природы всего сущего популярна не только у выдающихся математиков, но и у философов и метафизиков с древнейших времён, начиная со школы Пифагорейцев. На трансформации всех данных в числа строятся и современные технологии. Я нашла свой способ отражения бытия через уникальные числовые последовательности, которые создают его структуру и «ткань».
©NumMatrix представляет собой уникальную методику создания матрицы (раппорта или паттерна), аналогичную тому, что используется при производстве тканей. Мои матрицы создаются на основе дат, слов, любой другой информации, которая характеризует объект и может быть трансформирована в простые числа, а визуально это выглядит как схема чередования «основы» и «утка» (продольные и поперечные нити в ткачестве). Эту методику пока использую для творческих проектов. Но, в перспективе, после получения патента (надеюсь, уже скоро), возможно, буду применять её и для цели производства уникальных тканей.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь сейчас? Совпадает ли это с карьерными планами, которые вы строили во время обучения?
— Не просто нравится, художественная практика стала фактически смыслом моей жизни. Я уже не смогу отказаться от неё, хотя мои карьерные перспективы в корпорации были бы куда весьма более заманчивы в материальном плане))
Скажу честно, когда я шла учиться и даже во время учёбы я просто наслаждалась процессом и тем миром, который для себя открывала. Конечно, мне хочется видеть и материальную и моральную отдачу от своего труда, и я очень радуюсь, когда коллекционеры покупают мои работы, а зрителям интересны мои проекты.
Если говорить о глобальной цели, которую я ставлю — сделать хотя бы небольшой вклад в развитие творческой среды в нашей стране. Тут огромное поле для деятельности.
В этом смысле Британка делает большую работу. Недавно я была на Сахалине и знакомилась с местным арт-сообществом. Оказалось, что они уже работают под патронажем Universal University и отлично знают Михаила Левина. Скажу честно, меня это очень приятно удивило.
— Где вы берете вдохновение и энергию для работы?
— На мой взгляд, они неразрывно связаны. Если я осознаю ценность идеи, я на ней концентрируюсь, и тогда начинает приходить энергия и другие ресурсы для её воплощения.
Вдохновение приходит само в результате размышлений или увлечённости той или иной темой, игрой со смыслами и материалами, через новые впечатления, общение (в том числе, с детьми).
В моём случае желания и возможности часто не совпадают, и в такие моменты я могу впасть в уныние, появляется ощущение неудовлетворённости (например, есть на уме проект, но нет времени или ресурсов его осуществить). И тут важно не дать себе выдохнуться, выгореть. В этом случае я стараюсь принять, что что-то можно будет реализовать позже — я и так делаю всё возможное и иногда невозможное. Пришло понимание, что иногда полезно взять тайм-аут и просто пожить. После таких перерывов обычно приходит что-то новое, что снова позволяет включить трубо-режим.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Самое главное — верить в себя и свой выбор, как это не банально звучит. У меня было очень много сомнений и страхов на свой счёт. Мне помогли с ними справиться мои друзья, коллеги и зрители, которые регулярно давали мне позитивную обратную связь. Еще, на мой взгляд, здорово, когда есть силы честно увидеть свои сильные и слабые стороны. Использовать сильные, работать над слабыми. Важно понимать, что работа художника — никакое не «чистое творчество». Помимо воплощения самих арт-проектов, это огромный объём работы другого плана: исследования, подготовка текстов и материалов, ведение соцсетей и сайта, подготовка документации для выставок и open calls, переписки, коммуникации с самыми разными людьми и организациями, закупки и тестирование материалов и многое, многое другое.
Считаю также, что исключительно важны дисциплина и планирование. Все мои коллеги, которые преуспели, очень ответственные, трудолюбивые и обладают вышеперечисленными качествами.
Классно ещё изучать что-то новое, не сидеть в своём «колодце», пробовать новые техники и коллаборации, повышать квалификацию. В той же Британке проходит много полезных и интересных мастерских и мастер-классов на самом высоком уровне. Лично я мечтаю попасть этим летом на 3D-мастерскую Анны Моховой и на рисунок Юлии Резниковой.
Очень важно поддерживать отношения с сокурсниками, коллегами, полезно вступать в творчески сообщества, которые вам созвучны. Вместе легче делать интересные проекты, особенно если они некоммерческие.