Фриланс-иллюстратор
— С чего все началось, как и почему ты начала заниматься иллюстрацией?
— К осознанию, что мне нужна иллюстрация как способ самореализации, я шла долго. У меня довольно аналитический склад ума — я люблю решать задачи и работать с четкими гайдами — поэтому я была уверена, что графический дизайн мне намного ближе. Уже получив заветную должность и вовсю конструируя логотипы, я почувствовала, что моё сердце полно только наполовину. Меня уносило в нарративность: я зарисовывала в блокноты персонажей, которых видела в трещинах кафеля и облаках, а потом не могла заснуть от лезущих в голову сюжетов про этих самых персонажей. Я поняла, что мне надо попробовать стать художником, и поступила в художественный вуз.
День за днем яблоки и кувшины сменялись гипсовыми головами, а затем скучающими натурщиками. Было ощущение, что я потеряла мысль, забыла, зачем пришла.
После вуза я решила, что быть художником всё же не моё. Вместо этого я пошла в фотографию и стала фоторедактором.
Будучи в постоянном поиске референсов годных композиций и цветовых сочетаний, я завела себе доску на Pinterest и то и дело натыкалась на удивительные картинки современных художников, которые не имели ничего общего с тем, что я видела за время обучения в ВУЗе. Мне страшно хотелось их «препарировать» и понять, почему они так приковывают внимание, в чем суть их выразительности. Это любопытство также поддувало тлеющий уголек желания создавать нечто подобное самой.
— В какой момент возникло желание получить образование именно в Британке?
— Однажды я наткнулась на запись лекции Виктора Меламеда и поняла: стык между открытым разумом художника и такой структурированной дисциплиной как графический дизайн — это иллюстрация, и мне сюда! Так я узнала о Британской высшей школе дизайна и курсе Меламеда. Я подписалась на Виктора в фейсбуке* и сходила на пару открытых просмотров. Мне очень понравилось то, что делали его студенты, и, конечно, непременно захотелось стать одной из них.
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учёба?
— Первое впечатление — это интенсивность. Занятия вместе с домашними заданиями забивают каждую свободную минуту твоего времени. Звучит пугающе, но на деле работа такова, что ты сам учишься соотносить степень проработанности проекта со временем, которым располагаешь. Поэтому справлялись все — и те, кто интенсивно работал помимо учебы, и те, у кого в распоряжении было всё время мира.
Учишься не ждать погоды у моря, вдохновения или лучшей идеи. Работаешь, используя инструменты для генерации форм, пространств, персонажей, сюжетов, делаешь сколько получится, потом откладываешь лишнее, а лучшее дорабатываешь. Организация своего творческого процесса — один из самых полезных навыков, который ты можешь получить в Британке.
— Какой самый интересный проект, над которым вы работали в рамках учебного процесса?
— Лично для меня это был зин. Комикс, книга или плакат имеют конкретный функционал и понятную последовательность работы. Зин — это такая штука, где мыслить нужно как художник и только. Необходимо передать эмоцию с помощью всех доступных тебе графических средств (а к началу этого брифа их скапливается немало), придать этому ритм, законченность и озаглавить, но конкретной цели у этого продукта нет, как нет и среднестатистического портрета зрителя. Есть только призыв: «Удиви меня!». Я чувствовала себя ребенком, которого пустили погулять по торговому центру и сказали: «Бери что хочешь!». Особенное удовольствие — осваивать шелкографию и печатать в несколько рам.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после завершения учебы? Чем занимаешься сейчас?
— Стоит отметить, что в глубине души мы все верили, что после курса нас с распростертыми объятиями будет ждать любое креативное или иллюстраторское агентство, и мы дружно вольемся в коллектив таких же классных людей, какие окружали нас на курсе. Но такого не произошло. Найти постоянную работу иллюстратору пока всё ещё непросто. Развиваться как фрилансер — более реалистичный сценарий.
Ты также оказываешься в сложной ситуации выбора направления. Чувствуешь, что можешь буквально всё, но если заняться, скажем, детскими книгами, на комиксы или анимацию времени уже не останется. Если же говорить о коммерции, то востребована так называемая «бизнес-иллюстрация», но большинство заказчиков хотят, чтобы ты копировал чей-то не очень-то вдохновляющий стиль.
Группа самых активных выпускников 2018-20 решила, что к этим проблемам нужно подходить системно.
Во-первых, мы сняли мастерскую. Работа в общем пространстве дает огромное преимущество: получить консультацию коллеги, организовать коллаборацию, обменяться информацией о событиях в профессиональной среде — всё это становится намного проще и доступнее, чем фрилансеру-одиночке.
Во-вторых, в качестве разминки и теста на срабатываемость мы реализовали проект под названием «Мотоцикл-подснежник», суть которого — изготовление объемных костюмов с последующей фотосессией с AR элементами.
Наконец, мы воспользовались знакомством с выпускником Британки с курса «
Маркетинг и бренд-менеджмент» и организовали регулярные встречи-консультации, которые назвали «Маркетинговая стратегия для иллюстраторов». Мы изучили несколько инструментов маркетинга и разработали интересные проекты, стараясь пересечь свои творческие запросы с возможными потребностями зрителя.
В конечном итоге, нашей целью является монетизация наших авторских проектов, и сейчас мы на стадии их запуска.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, тебе помогло добиться текущих результатов?
— У меня появилась смелость, позволяющая взяться за сложный, долгосрочный проект, не имея в области какого-либо опыта. Я удивляюсь самой себе, когда почти без колебаний берусь кроить костюм из поролона по 3D-эскизу, ввязываюсь в проект с рисованной анимацией, организовываю встречи по маркетингу. После курса у меня пропала установка «не умеешь — не берись» и появилась «делай, как умеешь, а если не умеешь, учись в процессе», я думаю это самый верный путь «прокачать» любой навык с нуля.