— Чем вы занимались до Московской школы современного искусства и Британки и почему решили поступить на программу «Современное искусство»?
— До британки я работала психологом в детском онкоцентре, вечером после работы я постоянно рисовала, и в какой-то момент появилась мысль пойти учиться. Британка всегда была для меня чем-то, что происходит с другими, мечтой, параллельным миром. О современном искусстве я тогда не думала, хотела поступить на иллюстрацию и заниматься керамикой, странное сочетание, но мне казалось, что это логично.
Так я оказалась на программе Pre-Foundation, где один из блоков был fine art, я с первых занятий влюбилась в современное искусство, и у меня было чувство, что это абсолютно мое. Иллюстрацией заниматься больше не хотелось. После Pre-Foundation я поступила на программу ДПО «Современное искусство», это было очевидным решением.
— Что больше всего поменялось в жизни за время учебы?
— Если честно, то абсолютно всё. Сменился весь вектор жизни, я ушла с работы, мы начали пробовать делать выставки и общие проекты с одногруппниками, семейные обстоятельства тоже изменились. Я как будто начала всё сначала.
— Какие навыки удалось подтянуть за время учебы?
— Наверное, основное, что дала мне Британка, это навык задавать вопросы ко всему, что я делаю в своих работах, это самое важное. К тому же, я ничего не знала про современное искусство до начала учебы, поэтому открыла для себя этот мир с Британкой и продолжаю его исследовать сейчас. Супер важным был также опыт монтажа и демонтажа: что ты хотел сказать, как это выглядит в выставочном пространстве, как сделать лучше? Мне кажется, что перечислять можно бесконечно, потому что в Британке началась моя практика, все первые шаги сделаны там.
— Расскажите о вашем пути после окончания программы.
— Я устроилась на работу в музей, что было интересным опытом для взгляда на систему изнутри институции, участвовала в выставках как художник и куратор. В какой-то момент стало ясно, что важно взять паузу в выставках, сосредоточиться на своей практике, я сняла 2 видеопроекта с командой, один из них был снят в экспедиции к заброшенным деревянным церквям на севере. Это был очень захватывающий опыт, меняется медиум, с которым я работаю, появляются новые вопросы и новые темы, которые меня интересуют. Сейчас я резидентка 6 сезона открытых студий на винзаводе, что очень вдохновляет двигаться вперед. Параллельно с основной практикой я начала изучать современный танец и театр.
— Над каким проектом вы работаете сейчас?
— Сейчас я работаю над междисциплинарным проектом, целью которого является исследование близости и отчужденности в коммуникации людей, это работа в рамках резиденции на винзаводе, на пересечении театра, перформанса и видео-арта.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь сейчас? Совпадает ли это с карьерными планами, которые вы строили во время обучения?
— Да, безусловно, есть ощущение движения вперед и понимание, что делать дальше, в каком направлении хочется развиваться и с кем взаимодействовать. Не уверена, что у меня был карьерный план, скорее всегда было желание продолжать заниматься искусством, ставить сложные цели и доводить проекты до зрителя, пока это получается.
— Где вы берете вдохновение и энергию для работы?
— Учеба, общение с людьми, рефлексия над жизненными ситуациями, ощущение от обстановки в мире. Очень сложно выделить, что-то конкретное, для меня основной вопрос в том, где искать ресурсы для реализации проектов, а не вдохновение.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
— Определиться с внутренними критериями, что значит быть художником и действовать в соответствии с ними. Много смотреть по сторонам, настраивать линзу восприятия, что отзывается, про что важно говорить, с кем хочется работать и как, двигаться по выбранному направлению, держа в голове, что это путь, на котором может быть много тишины и отсутствия обратной связи, не останавливаться, честно признаться себе, чем вы готовы жертвовать, а чем нет.