— С чего всё началось: как и почему ты начала заниматься современным искусством?
— Я говорила, что стану художницей с самого детства. Это было мое первое решение и менять его я не хотела. В какой-то момент мама сказала «художник, почему ты не рисуешь?» и отправила меня учиться рисованию. Я окончила художественную школу, много занималась частно, ходила на подготовительные курсы в МАрхИ. В итоге мне стало тесно в академических рамках, и я пошла в Британку. Думаю, осознанное занятие современным искусством началось именно там.
— В какой момент возникло желание получить именно британское образование? И почему твой выбор пал на BA в Британке?
— Как и многие студенты, я пошла сначала на курс Foundation, где получила краткое представление о всех направлениях. На Fine Art было больше свободы, я поняла, что могу развивать свои идеи в разных медиа. Думаю, на этом курсе Британка ломает мозг в хорошем смысле. Также преподаватель Валентин мотивировал. Когда пришло время выбирать направление, я без сомнений пошла на Fine Art.
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
— Мне было сложно принять нейтральность преподавателей. Я хотела, чтобы мою работу оценили, сказали, что хорошо и что плохо. Вместо этого они задавали много вопросов и советовали посмотреть на каких-либо художников или читать теоретические тексты. Мы проходили через довольно долгий и мучительный процесс понимания, что мы на самом деле хотим и как же нам это сделать, часто чувствовали себя потерянными. Сейчас я понимаю, что этот процесс многому меня научил, и очень ценю те навыки, которые мы приобрели в процессе взаимодействия с тьюторами Ианом и Джоном.
— Какой самый интересный проект, над которым вы работали в рамках учебного процесса?
— Один из самых сложных и интересных проектов того времени — это когда в 2016 году на втором курсе нам задали организовать выставку своих работ самостоятельно, от поиска пространства до создания экспозиции и написания текстов. Это был групповой проект, и от каждого требовалась огромная отдача. Мы договорились с Домом Ремесел на ВДНХ, изучили историю места и сделали выставку «Палимпсест» про наслоение смыслов, наложенных на выставочный комплекс. Это был мой первый опыт работы именно с пространством, а не выставления отдельной работы. Думаю, этот проект был для меня значимым моментом в практике, с которого началось мое увлечение инсталляцией и сайт-специфичностью.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после окончания британского бакалавриата? Чем занимаешься сейчас?
— После окончания британского бакалавриата я еще год проходила обучение в институте БАЗА и приняла участие в групповых выставках «Здесь и Сейчас» в Манеже и «Беднейший Класс Животные» на Винзаводе. Но и Британка для меня на тот момент еще не закончилась — этот год я вела занятия для подростков на курсе ArtsCool. Горжусь нашим выпускным проектом для Архстояния. Я начала ходить в ювелирную мастерскую Британки, где создала первые скульптуры из медицинских инструментов, которые в том же 2019 году представила на своей первой персональной выставке «Сделано на Земле» в Башмет Центре.
Осенью 2019 я уехала учиться в магистратуру в Венского Института Прикладных Искусств. Спустя несколько месяцев мне приходит сообщение о том, что мой проект «Настройки Экрана» был выбран для 7 Московской Международной Биеннале Молодого Искусства, и в сентябре 2020 года он был представлен на фасаде Музея Москвы в рамках Основного проекта. В декабре 2020 я также поучаствовала в Специальном проекта Биеннале и Музея Транспорта — моя работа «Контакты» была реализована в троллейбусе музейного маршрута «Т». Потом несколько проектов в Вене, в основном реализованных в Институте.
Последние несколько месяцев работаю над проектом, который подавала на конкурс Nova Art. В качестве приза я получила возможность поехать в резиденцию HIAP в Хельсинки, что было для меня очень приятным сюрпризом. С нетерпением жду, когда смогу приступить к работе там.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, тебе помогло добиться текущих результатов?
— Самым главным приобретением я считаю понимание того, что «о, оказывается, и так можно». В этом плане Британка хорошо ломает академические стереотипы. Большая часть обучения — это ресерч, ты просто долго смотришь на самых разных авторов и понимаешь, что «можно» все, что ты раньше с трудом мог даже представить.
— Какой важный совет ты бы дала студентам, которые только начали свое обучение?
— Если вы чувствуете себя потерянными, это нормально. Если вам не нравятся ваши работы — отлично! Сохраняйте все идеи и зарисовки, заведите архив. Вы из будущего скажете себе спасибо.