— Чем занимались до Британки и почему решили поступить на программу «Современное искусство»?
— По первой профессии я психолог, веду частный приём, обучаю коллег, веду тренинговых группы, создаю психологические проекты в области профориентации, психологии развития, арт-терапии. В детстве я закончила 5 лет государственной художественной школы и всерьез думала о поступлении в художественное училище или вуз, но на тот момент мне очень не хватало интеллектуальной части в предлагаемых системой образования художественных направлениях, и я все-таки решила идти на другое высшее — клиническую психологию. Но интерес к искусству, творчеству сохранился, и я мечтала о художественном втором высшем образовании в Европе. Перебравшись из Петербурга в Москву, узнала о Британке, влюбилась в атмосферу и очень заинтересовалась ее программами и возможностями, решила поступать сначала на Foundation, чтобы понять, на какое направление именно мне пойти, и поработать над портфолио. В процессе собеседования и изучения имеющихся работ, специалист предложила мне сразу поступать на ДПО «Современное искусство», отметив, что на Foundation с моим текущим уровнем мне может быть скучновато. Тогда это меня шокировало, ведь о таком предложении я могла только мечтать, никогда бы не решилась туда поступать сразу, если бы не это собеседование.
— Что больше всего поменялось в жизни за время учебы?
— Сна стало намного меньше, а интересных людей и головокружительных проектов намного больше.
— Какие навыки удалось подтянуть за время учебы?
— Самое ценное — это проба работы с самыми разными медиумами, понимание конструирования выставки, создание атрибутов селф-брендинга в области современного искусства (портфолио, artist-statement).
— Расскажите о вашем пути после окончания программы.
— По завершении обучения я решила не идти учиться дальше, а взять паузу на свободную практику без институционального давления, чтобы лучше понять, чем я хочу заниматься в искусстве. Почти сразу я стала резиденткой в artist run space и галерее «Электрозавод» и влилась в жизнь одной из старейших самоорганизаций современного искусства Москвы. В чем-то люди и проекты этого места стали моим вторым университетом. Я развиваюсь как мультидисциплинарный художник, работаю со скульптурой, фотографией, инсталляциями, перформансом и другими медиумами.
Еще в начале второго курса британки мы одногруппниками создали арт-сообщество «YRA!», которое также стало очень важной площадкой для профессионального старта, кураторских экспериментов и вхождения в профессиональный мир искусства. Еще на втором курсе мы уже создали проект для галереи «На Солянке» и сразу после выпуска сделали масштабный международный проект в галерее «На Песчаной», который вошел в параллельную программу Московской биеннале, что, конечно, для нас было огромным успехом на тот момент. Моя художественная практика тоже шла активно через победы на различных open calls, одним из самых яркий событий в этой истории стала победа в open call на резиденцию в Арт-Парке «Никола-Ленивец» и представление там на фестивале «Архстояние. Лень» своей партисипаторной инсталляции «Игры в корни» в 2020 году. Вообще, за пару лет после завершения обучения случилось какое-то невообразимое количество проектов, групповых выставок, интересных коллабораций. Наверное, еще одной важной вехой стало сотрудничество с петербургской художницей и кураторкой Александрой Омининой, с которой мы договорились обменяться купированием персоналок друг друга. Благодаря этому я оказалась в резиденции культовой петербургской студии «Непокоренные 17», где весной этого года прошла моя первая персональная и очень важная для меня выставка «Хроники 20-20». Ценными оказались лаборатории для художников, организованные галереей «22».
Художественные и кураторские практики все время идут параллельно друг другу и переплетаются в моей жизни. Важной вехой стал выход из «YRA!» в этом году и организация своих независимых кураторских проектов в коллаборации с коллегами: в Зверевском центре современного искусства, в Cube.Moscow. Случились победы кураторских проектов в open calls от White Room Foundation и ОВЗ Москвы, организация нескольких успешных аукционов современного искусства, в том числе для International School of Moscow.
Значимым проектом стала сайт-специфическая выставка в открывшемся приюте «Ночлежки» в Москве «Альтернативная реальность», где искусство было включено аскетичный диалог с городом на проблемной территории.
Важной также стала встреча с куратором и художницей Евгенией Стерляговой, с которой после нескольких успешных совместных проектов, мы создали кураторскую группу, ведем паблик @art_makes_sense, работаем над своими независимыми проектами и выставками по заказу, поддерживаем сайт-специфическое искусство, консультируем художников по стратегии развития.
На данный момент обучаюсь в мастерской арт-критики у Бориса Клюшникова, что крайне ценно как для моей кураторской, так и для художественной практики.
— Над каким проектом вы работаете сейчас?
— В художественной практике я сейчас развиваю серию проектов «Игры в корни», исследующий особенности идентичности человека в современном мире в целом и на постсоветском пространстве в частности. Готовлю следующий персональный проект. Экспериментирую. Все больше двигаюсь в сторону концептуального искусства, готовлю новые работы для нескольких выставочных проектов.
Как куратор готовлю сейчас три проекта: «PROGNOZ: 2071» вместе с Евгенией Стерляговой в культурный центр «ЗИЛ», проект с Викторией Малковой для галереи «Электрозавод» и независимый проект «Иные языки» для White Room Foundation (резиденция и выставка) и для галереи «На Песчаной» вместе с Евгенией Стерляговой и Наталией Драчинской (выставка), провожу индивидуальные консультации для художников.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь сейчас? Совпадает ли это с карьерными планами, которые вы строили во время обучения?
— Да, я очень люблю современное искусство, мне интересно создавать работы и выставочные проекты, интересно расти в этой области. Во время обучения я не думала, что стану и куратором, но не смогла удержаться.
— Где вы берете вдохновение и энергию для работы?
— Наверное, у меня есть два главных двигателя: любовь к людям в мире совриска и общению с ними и идеи, которые возникнув раз, уже не дают покоя. Также меня вдохновляют возможности для сайт-специфических и внеинституциональных проектов, искусство как практика социальной фасилитации.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь?
1. Не торопиться в определении того, что вы за художник (темы, медиумы, имидж).
2. Как можно больше «работать руками», экспериментировать, получать опыт в лабораториях и резиденциях
3. Изучать историю арт-критики.
4. Ходить на максимальное количество открытий и событий.
5. С упорством маньяка подавать заявки на open calls.
6. Завести мастерскую.