Выпускница Британки — о поступлении, командном проекте для Schneider Electric и карьерных планах
— С чего всё началось: как и почему ты решила заниматься маркетингом и брендингом?
— В 8 классе мама показала мне заметку в областной газете о курсах юного менеджера — с первыми изданиями Филиппа Котлера на русском и международными обменными программами. Потом был экономический лицей с любимым маркетингом по субботам, красный диплом менеджера, первая работа менеджером по маркетингу, преподавание на кафедре маркетинга, довольно скоро уже был мой первый план маркетинга для крупного торгового дома и первый бренд.
— В какой момент возникло желание получить образование именно в Британке?
— Моя история связана с местом Artplay. Для меня все его закоулки и арки — это аура дизайна. Если бы не маркетинг, я бы занималась дизайном и рисунком. Мы с моей дочкой Полиной довольно часто ходили сюда на выставки и мероприятия, она планировала тогда поступать в Британку на программу Photography.
Самое яркое впечатление и желание когда-нибудь здесь учиться самой возникло на открытой защите проектов на курсе Foundation Art & Design, куда мы попали по приглашению друга дочери, очень талантливого и успешного сейчас дизайнера. Это была серия перформансов команд курса, после которого прошло активное обсуждение с глубокой обратной связью, полностью на английском, так как кураторы курса — англоговорящие преподаватели. Я возвращалась по самому креативному коридору 3 корпуса и думала — вот здесь я хочу учиться, в этой атмосфере и с таким уровнем преподавателей и студентов. Интересно, что потом я об этом вспомнила только через 4 года, когда заранее осматривала аудиторию с подругой-дизайнером для подготовки интерактивной защиты диплома со своей командой и на стене увидела распечатанную фотографию с той самой предзащиты! Это была та самая аудитория! The dream came true!
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
— Программа каждый год улучшается и пересматривается куратором курса Андреем Пуртовым, в том числе на основании обратной связи от предыдущих выпусков. Плюс в этом году нам особенно повезло, что у нас вышел гибридный курс — в будни онлайн, в выходные — офлайн. Это позволило не потерять живую связь с ребятами и преподавателями и сразу после работы включаться в учебу, минуя сложности с дорогой в час пик. Хотя если бы был выбор — я за 100% живое обучение, это магия.
— Возникали ли трудности в процессе обучения? Если да, то как удавалось их преодолеть?
— Я влетела в процесс учебы легко и быстро, но не сразу разгадала подвох. Так радовалась возможности снова учиться, да еще и офлайн, что на некоторое время я, как и команда, выпали из ритма. У нас сложилась отличная команда, большая часть из нас давно стремились поучиться новому или закрепить существующий бэкграунд, но все мы совмещали учебу с работой, и это оказалось архисложно. Мы почти на год выпали из общения с друзьями, даже обычный поход в кофейню стал сложно организуемым процессом. Рабочие дни бесшовно переходили в учебные вечера. Онлайн-встречи по будням переходили во встречи с командой или менторами по проекту, а воскресенье очные занятия переходили в рабочий понедельник. Но это самый лучший период, и я уже скучаю по этому. Особенно нам помогли менторы — Дарья Травкина и Денис Понкратьев, они постоянно драйвили нас и направляли, передавали опыт, вскрывали белые пятна в проработке проекта и просто классно с нами подружились.
— Какой самый интересный проект, над которым вы работали в рамках учебного процесса?
— Для меня самым крутым после системной динамики было погружение в исследования. Так случилось, что из всех 10 проектов, которые выбирались в День X случайным образом, нашей команде достался проект по разработке маркетинговой стратегии вывода Умного дома от компании Schneider Electric на рынок. Для меня это стало ярчайшим флешбеком на пять лет назад, когда я вела в крупном холдинге стратегический проект, связанный с Интернетом вещей (IoT) и Умным домом. И было здорово помочь команде быстрее разобраться с технологической частью и одновременно узнать более глубоко пользователей такого продукта в ходе глубинных интервью.
— Расскажи подробнее о вашем командном проекте.
— Нам выпал отличный шанс поработать над проектом «Маркетинговая стратегия вывода Умного дома от Schneider Electric на российский рынок». Проект на самом пике востребованности, актуальности, технологичности, и это очень нас зарядило с самого начала: WOW! Schneider Electric — очень крупный заказчик, лидер в промышленной IT-разработке, производстве электротехнического оборудования и промышленных систем. Безусловно, это стало и достаточно большим вызовом для нас, так как в нашей команде собрались профессионалы из совершенно разных областей — банковского сектора (Юлия Фомина), ритейл-маркетинга (я), креативного агентства (Максим Полецкий), интерьерного дизайна (Анна Шорина) и проектного менеджмента (Юлия Боброва). Но недаром так важен День X как стадия подбора команды проекта, когда с помощью сложной, проверенной годами методики нашего выдающегося куратора Андрея Пуртова формируются команды. Именно такой подбор оказался выигрышной комбинацией для совместной слаженной работы! За короткий срок мы погрузились в мир инновационных решений для всего живого на нашей планете, но в пространстве квартиры и дома: от человека до домашнего растения и питомца.
Через большое количество исследований, встречи с лучшими экспертами рынка, с практиками, представителями крупнейших маркетплейсов и партнеров мы создали реально работающий и готовый к реализации прототип продукта с проработанной маркетинговой стратегией для Schneider Electric.
Отдельная гордость — признание нашего проекта и работы команды в целом: мы получили номинации «Лучший анализ рынка», «Лучшие исследования» и «Лучшая стратегия». Что дальше? Безусловно, у нас есть надежда на то, что проект будет реализован, ведь Британка дает возможность работать над реальными кейсами, с реальными заказчиками. Ты не просто учишься, ты сразу применяешь знания и в своей работе, и в сотрудничестве с заказчиком и прорабатываешь проект максимально, чтобы заказчик мог его эффективно реализовать.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после завершения учёбы? Чем занимаешься сейчас?
— Я планировала сразу обогащать свои компетенции директора по маркетингу тем, что мы изучали, но период начала учебы у меня совпал с серьезным изменением позиции на работе, и в итоге работа и учеба шли в параллели. Завтра выхожу на новую работу, где все точно пригодится с первых же дней. И еще с большой радостью возвращаюсь к преподаванию.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, тебе помогло добиться текущих результатов?
— Моя инвестиция времени и денег успела окупиться дважды еще в середине обучения за счет того, что я усилила свою компетенцию в исследованиях и стратегии. Но считаю самым ценным то, с какими людьми я познакомилась и подружилась в процессе занятий, работы над проектом и жарких дискуссий (здесь я сильно смягчаю факты, было очень-очень жарко).
— Какой важный совет ты бы дала студентам, которые только начали свое обучение?
— С первых же дней четко фиксируйте все материалы и идеи (их у вас будет очень много) по проекту в одном месте. Опыт и внимание менторов и преподавателей — самое ценное, задавайте больше вопросов даже если всем вокруг все кажется понятным, обсуждайте. Несмотря на сложности в межличностных коммуникациях, вы найдете свой путь взаимодействия в команде, уделите этому чуть больше времени в самом начале. И помните, что человеческие отношения важнее самого лучшего проекта.