— С чего всё началось: как и почему ты начала заниматься фотографией?
— Фотографией я начала заниматься еще в подростковом возрасте, снимала и монтировала короткие stop-motion ролики, делала портреты друзей, фиксировала повседневную жизнь в качестве дневника. На тот момент я пробовала себя в разных сферах: пела в ансамбле, ходила в театральный кружок, художественную школу. Но только фотография стала для меня чем-то бОльшим, неким инструментом для коммуникации с внешним и внутренним мирами.
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
— По началу я переживала, что совсем ничего не знаю о фэшн-индустрии. Некоторые студенты курса знали, например, подробно биографию редактора Vogue Italia, в то время как я не знала даже имени. О многих брендах, показах, именах я слышала впервые, что, конечно, смотивировало меня как можно скорее углубиться в мир моды. До этого я вдохновлялась лишь классиками фотографии, это сильно читалось в моих работах до учебы на курсе. Новая сфера открыла возможность пересмотреть свои взгляды на фотографию и взять новый вектор развития.
— Какой самый интересный проект, над которым ты работала в рамках учебного процесса?
— Cамой запоминающейся и важной учебной работой для меня стал семестровый проект «Tatar». Я фантазировала на тему татар в современной среде обитания, вдохновлялась разнообразием лиц, образами из мифологии, затронув также переплетение с культурой Марий-Эл.
С каждым годом я всё больше погружаюсь в изучение своих корней, поэтому мне было интересно раскрыть заданную тему «diversity» именно с точки зрения жителя Татарстана. Рассказать о татарской культуре через современную модную фотографию было для меня интересным опытом. Надо сказать, что совсем вскоре я хочу продолжить и развить проект, посвященный моему происхождению.
— Что из знаний и навыков, полученных на программе, кажутся тебе самыми ценными?
— Во время практики мне во многом помогал прошлый опыт, но знания о работе в команде, стилизации съёмок, создании проектов, вёрстке, взаимодействии с брендами и журналами я начала получать только во время обучения. Пожалуй, это то, что я считаю самыми важными и неотъемлимыми навыками в своей работе на сегодняшний день.
— О дипломном проекте. Что было самым интересным или самым трудным? Что вдохновляло?
— Мне хотелось снять что-то лёгкое, летнее, беззаботное. Я поддалась ностальгии и сделала проект под названием «Summer camp». Итоговая работа сопровождалась видео-коллажами и аудиодорожкой, позволяющая зрителю отправиться в летний лагерь и перенестись сначала на берег озера, затем к вечернему костру. Сейчас я жалею, что мы не зафиксировали ход съемки, так как это больше походило на настоящий пикник у воды или встречу друзей, нежели на съемочный процесс: настолько все мы прониклись действием. Я переживала из-за большого количества моделей и реквизита, много раз мне пришлось перекраивать мудборд из-за смены участников команды. Я взяла на себя роль арт-директора и продюсера, поиск реквизита тоже был на мне, хотя в последствии некоторые объекты, например, палатка, были вмонтированы в кадр на пост-продакшене. Проект стал интересен для меня своей мультимедийностью: это и работа с фотографией, в том числе аналоговой, анимацией, иллюстрацией и звуком.
— Расскажи, как складывается карьерный путь после выпуска? Что изменилось?
— Я продолжила эксперименты с коллажами и внедрила их почти во все свои работы. Работая как арт-директор и, можно сказать, диджитал сет-дизайнер, ко мне стали обращаться продюсеры с просьбой поработать над имиджевыми съемками и анимационным контентом для крупных брендов. Моя деятельность не ограничивается фотосъёмками, я также разрабатываю видеоарт для спектаклей и коллаборирую с брендами как современная художница.
— Над чем сейчас работаешь? Что и кого снимаешь?
— Сейчас я делаю упор на сотрудничество с локальными дизайнерами, художниками. Мне нравится быть частью некоего комьюнити, где все поддерживают друг друга. Также я взаимодействую с театрами в качестве фотографа и дизайнера постеров. Например, сейчас работаю над оформлением большой стены, входной группы театра, в основе которого 30 плакатов.
Еще несмотря на мою любовь к безликости в кадре, я работаю над серией автопортретов, которые помогают мне в творческом поиске. Не знаю, выльется ли это в книгу, выставку, по крайне мере сейчас я вижу в этом процессе что-то очень важное для меня.
— А чем увлекаешься помимо фотографии?
— Долгое время оттягивала, но уже год как занимаюсь музыкой. В моем арсенале две маленькие аналоговые драм-машины, я играю дома лайвы для своего молодого человека и собаки. Однажды даже выступала на аудиторию 20-30 человек, это была в прямом смысле гаражная вечеринка.
Сейчас я обращаюсь к музыке чуть реже, в моменты, когда хочется отвлечься и переключить внимание.
— О чем мечтаешь?
— Мечтаю о своем пространстве, лектории, может быть галерее, где будут выставляться молодые художники. Это мечта с детства. Честно сказать, для её осуществления я пока ничего не предпринимаю, жду лучшего времени. Еще есть идея сделать аналоговую фотографию более доступной, сейчас я веду аккаунт в instagram* (mamiya_rb), где публикую лучшие работы авторов со всего мира. У нас уже образовалось целое сообщество, где мы обсуждаем процесс съемок, камеры, характеристику плёнок. Конечно, все это о земном. А вообще, конечно, мечтаю о мире во всём мире.
— Какой важный совет ты бы дала абитуриентам, будущим фотографам?
— Советую не упускать возможность снимать много, снимать о том, что вас волнует, что рвётся наружу. Современная фотография — это отличный инструмент для преобразования ваших мыслей в объект визуального восприятия.