Иллюстрирует книги для российских и зарубежных издательств
Книжный иллюстратор Эя Мордякова рассказала нам о том, как безумная идея стать художником переросла в призвание, чем помогло обучение в Британке, почему стоит доверяться судьбе и никого не слушать.
— С чего всё началось: как ты начала заниматься иллюстрацией?
— Я с детства любила рисовать. В школе на уроках всё время рисовала в тетрадках вместо того, чтобы слушать учителей. Потом начала ходить в художественную школу, но достаточно поздно — и мне было там скучно. В старших классах пришла безумная мысль, что я хочу стать художником. Но тогда еще не представляла, каким именно — мне просто хотелось рисовать.
Я поехала учиться в Санкт-Петербург. Сначала думала поступать в Академию Штиглица, но мой уровень был слабоват. В итоге я попала в Северо-Западный институт печати на кафедру книжной графики: прошла с самым низким проходным баллом из всех поступивших.
И это было достаточно судьбоносно: там я познакомилась с книжной иллюстрацией — и сейчас это основная сфера моей творческой деятельности. При этом я с раннего детства обожала читать и рассматривать иллюстрации. До сих пор удивляюсь, ведь я шла учиться рисовать что угодно, а судьба сама привела меня к тому, что я любила больше всего.
— В какой момент возникло желание получить именно британское образование? И почему ты выбрала бакалавриат в Британке?
— Британка — это моё второе высшее образование. После выпуска из моего первого ВУЗа я переехала в Москву и несколько лет работала книжным иллюстратором. Тогда вышло несколько книг с моими иллюстрациями и обложками. Но в определенный момент меня абсолютно перестал устраивать стиль, в котором я работаю. Он казался мне неинтересным.
Хотелось чего-то нового, какого-то скачка вперед, революции. А Британка была единственным российским ВУЗом с современным подходом к иллюстрации. Наши классические университеты дают очень мощную техническую базу, но их программам часто не достает связи с современной индустрией. Кроме того, я выбрала именно британское образование, поскольку хотелось продолжить обучение за рубежом.
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
— В первую очередь меня поразила интенсивность учебного процесса и то, насколько он разносторонний. Мы создавали множество различных проектов: от костюма до анимационных роликов, учились скетчить, создавать комиксы, изучали современную иллюстрацию.
Еще меня очень порадовала творческая свобода: каждый сам выбирал, в каком формате выполнить то или иное задание. Первое время немного тяжело было самостоятельно защищать и представлять свои работы, но я быстро освоилась. В итоге это оказалось крайне полезно. И, конечно же, очень радовало ощущение реальной связи с современной индустрией иллюстрации.
— Какой проект из тех, над которым ты работала в рамках учебного процесса, стал самым интересным?
— Сложно назвать какой-то отдельный проект, потому что их было множество. И все они были жутко интересными! На первом курсе мне страшно понравилось создавать костюм для театральной постановки, а на втором курсе — работать над комиксами и анимационными роликами.
Но, наверное, самым главным для меня стало небольшое задание по созданию иллюстрации на конкурс. Я создала две иллюстрации к произведениям Роальда Даля — и именно в этот момент смогла нащупать свой новый авторский стиль. Это было именно то, зачем я и шла учиться в Британку. Эти иллюстрации до сих пор мне нравятся.
Иллюстрации к произведениям Роальда Даля, созданные во время учебы в Британке
— Какие ключевые этапы развития карьеры ты проходила во время обучения на британском бакалавриате? А чем занимаешься сейчас?
— После окончания учебы я продолжила работать в сфере книжной детской иллюстрации — создавала иллюстрации для книг в топовых российских издательствах: «Абрикобукс», «МИФ», «АСТ», «Волчок» и других.
В 2019 году я подписала контракт с британским агентством Beehive Illustraton — и проиллюстрировала две небольшие обучающие книги издательства Harper Collins. Сейчас работаю над иллюстрациями к книгам известного детского психолога Людмилы Петрановской.
Иллюстрации из книги Lottie Loves Music, Harper Collins UK
В какой-то момент мне захотелось делиться своим опытом и знаниями — и я создала свой собственный авторский курс иллюстрации на платформе «Мастерские Морса». Меня приглашали с лекциями на очень классные книжные и иллюстраторские фестивали, например «Морс» в Москве, «Читай-Болтай» в Воронеже. Успела даже создать несколько лекций по иллюстрации для Skillbox. Все это время я также развивала свой блог и вместе с коллегами создавала интересные активности, челленджи и марафоны для иллюстраторов.
Кроме того, я работала и над другими проектами. Из последних самые запоминающиеся — это иллюстрации для ежегодного календаря книжного Магазина «Лабиринт» и создание дизайна кейса YamiYami с персонажами японского и славянского фольклора.
Иллюстрация для Yami Yami
В этом году я решила создать свою авторскую книгу для конкурса сайлентбуков Болонской ярмарки детских книг. Это был очень важный и личный проект о моей любимой кошке Бусе. И я жутко обрадовалась, когда моя книга оказалась в числе 13 финалистов!
В ближайшее время я планирую больше работать с зарубежными книжными издательствами, сконцентрироваться на создании моих собственных авторских книжек-картинок, а еще создавать новые образовательные проекты.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, помогает тебе добиваться успеха?
— В Британке я научилась не просто рисовать, а еще и думать иллюстрацией: генерировать идеи, брейнштормить, создавать визуальные метафоры, придумывать нестандартные форматы и ходы, доносить свою идею с помощью визуала. Мне кажется, для иллюстратора вот это самое главное, а техника — это уже вторичное.
Еще очень пригодились навыки детального сбора референсов и документирования рабочего процесса. Ну и, конечно же, бесценными были знания об авторском праве и организации собственной профессиональной практики.
— Какой важный совет ты могла бы дать студентам, которые только начали свое обучение?
— Никогда не слушайте тех, кто обесценивает ваши работы и говорит, что у вас ничего не выйдет. Не бойтесь экспериментировать и совершать ошибки — они ваши самые лучшие учителя. Много смотрите на работы классных иллюстраторов, но не сравнивайте себя ни с кем, кроме самих себя вчера. И побольше себя хвалите!