Автор собственной игры и книги «Миссия бизнеса», независимый эксперт по IT-стартапам
Время перемен неизменно приводит к личным трансформациям и, часто, — к желанию сменить вектор карьеры. Так произошло и с Екатериной Максимовой.
Еще во время учебы на экономическом факультете она интересовалась маркетингом, но лишь спустя несколько лет офисной работы, ушла из экономики прямо на программу Британки. Там девушка разработала игру для начинающих предпринимателей, которая помогает оценить бренд, найти его философию и выстроить путь развития. Позже Екатерина опубликовала книгу-сопровождение к игре.
Как ей удалось быстро перейти от офисной рутины к собственным проектам? И сложно ли было работать над книгой? — спросили у Екатерины Максимовой.
«Наши темы сами находят нас»
Когда-то я писала и публиковала стихи, но у меня была большая мечта — выпустить собственную книгу. Конечно, я никогда не думала, что это будет книга о стратегических трансформационных бизнес-играх, но, наверное, наши темы сами находят нас.
К стратегии я пришла через собственный опыт. Работая над проектами, я пришла к выводу, что без умения определять стратегию, миссию и ценности компании стать профессионалом невозможно. Я стала целенаправленно искать, где в России можно научиться стратегии ведения бизнеса.
На Дне открытых дверей Британки я много общалась с выпускниками, которые рассказали мне о программе
«Маркетинг и бренд-менеджмент». Я узнала, что обучение здесь построено на работе с реальными кейсами, а это для меня как для практикующего специалиста оказалось ключевым. Уже тогда я поняла, что программа мне подойдет, но долго откладывала решение. В результате пришла на собеседование одной из последних. Мне понравился подход к отбору: куратор программы Андрей Пуртов оценивал не только реализованные проекты, но и потенциал абитуриентов.
Перед поступлением меня пугала необходимость учиться почти целый год. Отчасти мои страхи оправдались: наша учеба выпала на начало пандемии. Но Британка была одним из первых учебных заведений, которое перешло на дистанционный формат. Буквально через неделю после начала пандемии мы уже занимались онлайн. В итоге от обучения я получила гораздо больше, чем ожидала.
На программе можно было работать с проектами нескольких типов: социальными, территориальными или коммерческими. Например, решить реальную проблему какой-нибудь крупной компании, продумать стратегию запуска и продвижения НКО или сделать ребрендинг городской территории. Нашей группе досталась задача разработать маркетинговую стратегию для нового EdTech стартапа «Авито». Я восприняла это как знак того, что все делаю правильно: ведь я давно хотела больше узнать об IT-сфере.
Екатерина с одногруппниками в Британке во время обучения на программе «Маркетинг и бренд-менеджмент».
После выпуска из Британки я продолжаю общаться и с преподавателями, и с другими студентами. Например, первый вариант айдентики для IT-агентства DT-Team (одного из моих проектов) делала моя однокурсница Наташа Кустова, а иллюстрации к книге нарисовала Аня Шагидзе, — с ней мы вместе проходили интенсив по маркетинговой стратегии. С еще одной девушкой, Настей Куделько, мы вместе работаем над проектом обучения детей навыкам предпринимательства MINIBIZ, где я выступаю спикером и членом жюри.
Книга — это не всегда долго и сложно
К сожалению, часто маркетинг воспринимается исключительно как средство сбыта. Создается продукт, его передают на упаковку в департамент маркетинга, после чего он сразу переходит в отдел продаж. Ситуация в компании, где я работала до учебы в Британке, была схожей. Там было много офисных административных задач, но мне был интересен другой подход: когда маркетинг основывается на желаниях покупателя, на коммуникации с ним. Хотелось тестировать продуктовый подход, проверять гипотезы, реализовывать собственные идеи.
Один из первых моих проектов появился еще во время учебы. Это была трансформационная игра для начинающих предпринимателей, которую я протестировала на своих друзьях. Позже я присоединилась к крупному сообществу предпринимателей и проводила игры внутри этого комьюнити. Приходилось долго расписывать, зачем бренду миссия, на чем базируется игра, как в нее играть, какие шаги предпринимать после игры. И я решила сделать единый документ, отвечающий на все эти вопросы.
Существует миф, что работа над книгой — это долго и сложно. Мне тоже так казалось. Но в современном мире этот процесс стал значительно проще.
В течение года я ежедневно записывала мысли, аккумулировала знания о миссии бренда и доверии к нему, публиковала посты в соцсетях, что-то оставляла в черновиках. Поэтому на сбор всех материалов, вычитку и подготовку к публикации у меня ушло не так много времени, как если бы я писала весь текст с нуля. Но тем не менее это потребовало от меня огромного количества энергии и было похоже на создание нового бизнеса: ты еще не знаешь, сколько сил потребует процесс, но все равно не можешь отступить.
Обложка электронной книги Екатерины Максимовой «Игра. Миссия бизнеса».
Мне было важно поделиться своими мыслями с большим количеством людей, поэтому я выложила книгу в открытый доступ на своей любимой площадке «Ридеро». Позже она появилась и на Amazon. Сейчас в моих планах перевести книгу на другие языки, чтобы ее могли прочесть как можно больше заинтересованных людей.
Я получила очень хорошую обратную связь. Изначально мне казалось, что игра и книга будут полезны в основном начинающим предпринимателям, но из обратной связи стало очевидно, что топ-менеджеры крупных компаний не меньше заинтересованы в стратегическом маркетинге.
От работы по найму — к собственным проектам
Я пошла в Британку, чтобы научиться делать собственные проекты. Возможно, это не совсем типичный запрос, потому что обычно люди хотят найти более высокооплачиваемую работу.
Наемным сотрудником я перестала быть еще во время учебы и сейчас зарабатываю тем, что реализую собственные идеи. Часто делюсь знаниями с начинающими предпринимателями: читаю лекции для самозанятых, участвую в преакселераторе «Бизнес уикенд» Правительства Москвы. В качестве независимого эксперта по IT-стартапам периодически взаимодействую с «Иннополисом» — крупнейшим образовательным проектом страны в области информационных технологий и робототехники.
В моей работе важно понимание принципов продуктового менеджмента, маркетинга и брендинга, — благодаря Британке эти знания мне удалось получить. На программе я узнала как выбирать и применять стратегические инструменты в конкретной ситуации. Научилась подбирать людей для будущей креативной команды стартапа, взаимодействовать с ними, создавать экосистемы, быть наставником. Научилась делегировать.
Игра «Город моей мечты. Трансформация» в рамках инклюзивного детского фестиваля «ВООБРАЗИГРАД».
Один из моих проектов — детский инклюзивный фестиваль «ВООБРАЗИГРАД», который регулярно проходит в Санкт-Петербурге. На конкурс дети представляют проект идеального города, в котором хотели бы жить сами и в котором было бы комфортно другим. Интересно, что для нового поколения очень важна забота о бездомных животных, экология и утилизация отходов. Через игру они учатся делать маленькие шаги, которые в будущем превратятся в большие, будут иметь значимый социальный эффект.
Для финалистов конкурса я создала игру «Город моей мечты. Трансформация». Это был вызов для меня, так как некоторые участники — дети с ограничениями по здоровью. Поэтому в игре используется шрифт Брайля, а модераторы имеют навык сурдоперевода.
В 2021 году наш фестиваль занял десятое место в рейтинге социальных проектов по версии Агентства стратегических инициатив. Придумать и реализовать такой масштабный фестиваль без навыков, полученных в Британке, я бы не смогла. Сейчас в моих планах — открыть свою некоммерческую организацию под (пока рабочим) названием Brand Story.