Руководитель операционного отдела галереи современного искусства INLOCO в Дубае
Творческий путь часто бывает сложен и полон приключений. От внутренних метаний в самом начале до сложного выбора будущей карьерной траектории. О своих вдохновляющих приключениях, рискованных авантюрах, о тайной ночевке в стенах Британки, череде выборов и размышлений рассказала Александра Овчаренко — руководитель операционного отдела галереи в Дубае, выпускница программы BA (Hons) Fine Art (сейчас —
Contemporary Art).
Начать все заново на третьем курсе
Я ушла из школы в девятом классе, сдала экстерном десятый и одиннадцатый, а затем сразу поступила в колледж ВГИК на программу «Художник-мультипликатор, педагог». Там на третьем курсе я стала ощущать себя сильно не на своем месте. Программа была интересной, но я выбрала узкий профиль — кукольная анимация — и мне будто не хватало практики, не хватало заказов. За три года у меня так и не сложилось понимание профессии, которая к тому же казалась абсолютно не востребованной на рынке. Мой семейный ген предпринимателя не давал покоя и мне хотелось финансовой независимости.
Приблизительно в это же время я узнала о существовании Британки от папиного знакомого. Уже при первом посещении я почувствовала, как сильно мне импонирует само пространство школы. Без понимания дальнейшего пути я записалась на подготовительную программу, забрала документы из ВГИКа и буквально через неделю начала новое обучение.
Одна фраза меняет все
Я сразу решила, что нужно идти на программу британского бакалавриата, чтобы получить диплом университета Хартфордшира. По иронии судьбы наш курс стал последним, кому такие дипломы выдали. Изначально я была нацелена на программу Product & Industrial Design, но ровно до того момента, пока не начала тесно общаться с Валентином Боянджиу — преподавателем программы Fine Art.
Александра с преподавателем Британки Валентином Боянджиу.
Отличительная черта Британки в том, что кураторы становятся для тебя наставниками и даже друзьями. Они очень честно и на своем примере показывают путь, который тебе предстоит пройти. Валентин сказал мне две вещи, которые положили конец всем моим сомнениям:
«Искусство — это свобода». Художник волен быть кем угодно и делать абсолютно все, ни перед кем не отчитываясь.
«На работы художников не существует ценового потолка». Да, существует множество факторов, влияющих на ценообразование, но предела нет.
Для многих это бы прозвучало неубедительно, но у меня загорелись глаза. Меня всегда будоражит неизвестность, и при любой возможности рискнуть я обычно не размышляю о последствиях. В самый последний момент я изменила свое решение и выбрала программу Fine Art. Не было ни одного дня, чтобы я об этом пожалела.
«Я упиралась как баран и не хотела ничего объяснять, хотела просто создавать красивое»
Учеба была интенсивной, а я постоянно сомневалась в своих идеях. Вообще, сомневаться и задавать вопросы — неотъемлемая черта студентов Fine Art. Самое важное, чего я не понимала в процессе обучения, но осознала позже — в меня заложили базу, меня научили думать как художник и выстраивать проекты осознанно.
Когда мы учились, абсолютно каждый шаг подвергался анализу. Ох, как же меня это бесило! «Почему тут ты используешь именно такой синий цвет?»,
«а как бы ты описала символику жеста на этой фотографии?», «как эта форма отражает твою мысль?».
Мы писали и писали эти тексты-объяснения и эссе, что давалось лично мне очень тяжело. Я упиралась как баран и не хотела ничего объяснять, хотела просто создавать что-то красивое. Я же художник, но вот я должна вопреки главной идее каждый день отчитываться за свое искусство перед преподавателями, перед моими сокурсниками и перед всяким проходящим зрителем! Но постепенно я пережила и этот этап.
Живопись Александры Овчаренко.
Тайком переночевать в Британке
На протяжении всего обучения я постоянно искала какие-то подработки, которые иногда влияли на мою успеваемость. И вот в конце года нам нужно было сдавать ассессмент: ты приносишь документацию и макеты, выкладываешь на стол все скетчбуки, и аудитория запирается на ключ.
В день сдачи всех материалов я поздно закончила работу в ресторане и пришла в аудиторию одной из последних. Как назло, именно в этот день мне в голову пришла идея нового витка моего проекта. Я понимала, что мне нужно минимум пять часов на оформление, а до закрытия оставалось всего два. Недолго думая, я решила переночевать в аудитории, что было запрещено всеми возможными регламентами. Соорудила подобие палатки, заварила в термосе чай, разложила все свои скетчбуки на полу и спряталась в свой шалаш.
Мое присутствие осталось незамеченным до самого утра. Зато я успела зафиксировать все мысли и осталась весьма довольна собой. За тот ассессмент я все равно получила не особо высокий балл, но воспоминания, оставшиеся с той ночи на всю жизнь, оказались одними из самых ярких за все время моего обучения.
Погружение на глубину 12 метров
Первый раз я почувствовала, что нащупала свой визуальный голос, когда создала короткометражный фильм про свой дом. Работа над ним длилась несколько месяцев, это был финальный проект подготовительного курса. Я видела, как простые скетчи обрастают новыми смыслами. Как мой интерес сперва надевает на себя множество идей, смыслов, средств выражения, а потом срезает с себя эти слои, создавая неповторимую форму.
Короткометражный фильм о доме, снятый Александрой Овчаренко во время учебы в Британке.
За все свое пятилетнее обучение я чувствовала свой авторский голос три раза. Я до сих пор стараюсь ухватиться за него, почувствовать и переизобрести его так, чтобы разговаривать свободно.
Еще одним важным проектом было групповое задание по созданию видеоарта. Для воплощения нашей концепции мы поехали учиться нырять без акваланга в бассейн МЧС глубиной 12 метров. Нужно было снимать под водой, максимально долго задерживая дыхание. Так я открыла в себе еще одну маленькую страсть и поборола страх темной воды. Из-за текстур стен бассейна и приглушенных звуков фильм получился очень красивым и гипнотизирующим.
Групповая работа над проектами давалась мне сложнее всего, но именно навык общения с командой больше всего помог мне адаптироваться в Дубае и с легкостью принять предложенную должность операционного руководителя галереи.
Погружение на глубину 12 метров для съемок фильма. Фрагмент скетчбука.
«Работу я не искала, она сама меня нашла»
Сразу после завершения обучения я переехала жить в Дубай. Во что бы то ни стало я хотела работать по профессии, в идеале — продолжать вести художественную практику, сотрудничать с арт-институциями и продавать свои работы. Но чтобы содержать себя, необходимо было найти источник дохода.
Я решила упаковать полученные за время обучения навыки в услугу и проводить консультации по поиску возможностей для начинающих художников и оформлению Portfolio, CV и Artist Statement — трех важнейших художественных документов.
Я выставила публикацию в соцсетях, запустила рекламу. На удивление уже через пару дней пошли заявки. Благодаря одной из них я познакомилась с Анастасией Копиевски — местным арт-дилером и основателем агентства по продвижению художников Skaya Art. Она пообщалась со мной и предложила сотрудничество.
Сначала я работала с ней как консультант, но уже через неделю стала помогать вести художников агентства: от необходимости договориться с площадкой о проведении выставки до ее полной организации и воплощения. В мои обязанности входило общение с PR-агентствами, подготовка документов художников, встречи с площадками и галереями, написание кураторских текстов, контроль монтажа и демонтажа выставок и многие другие задачи. В таком ритме мы работали до зимы.
Арт-интервенция в пустыне Шарджи, организованная командой галереи Inloco.
Затем Анастасии, с которой я тогда уже тесно сотрудничала, предложили должность директора в новой галерее INLOCO, представляющей уличное искусство. Я тоже пришла туда и стала работать ассистентом. Вместе с командой галереи мы организовали
арт-интервенцию в пустыне Шарджи и провели
грандиозное открытие галереи 25 января 2023 года. А в марте мне предложили занять должность руководителя операционного отдела, чтобы наладить и систематизировать всю внутреннюю работу галереи.
Сейчас на мне завязано очень большое количество задач: я могу параллельно заниматься административной работой и организацией мероприятий. Прямо сейчас я курирую организацию
выставки в ME Dubai — здании, спроектированном известным архитектором Захой Хадид. В рамках этого проекта я занимаюсь систематизацией внутренних документов, проведением инвентаризаций, общением со строительными подрядчиками и базовым бухгалтерским учетом.
Независимо от программы, Британка учит своих студентов работать в режиме многозадачности. Любовь к риску, чувство ответственности, умение анализировать и очень объемный багаж актуальных знаний позволяют мне чувствовать себя максимально комфортно на такой ответственной должности.
Планы на будущее
Каждый мой проект — это ценный опыт и рост, мои маленькие ступеньки вверх или вниз. Я очень горю работой в галерее как таковой, ведь это по сути стартап. Инициативная команда и группа инвесторов прикладывают все свои силы, чтобы популяризировать эстетику уличного неформального искусства в реалиях строгой и такой формальной культуры Дубая. Это невероятно приятно — встречать людей, которые так увлечены идеей и так сильно влюблены в то, что они делают.
Галерея современного искусства INLOCO, где работает Александра Овчаренко.
Галерея идет в ногу со временем: мы работаем над развитием собственного пространства в
метавселенной, где иногда проводим артист-токи, лекции и даже встречи с клиентами. Создаем внутренний закрытый клуб ценителей уличного искусства и коллекционеров, постоянно пытаемся вписываться в интересные арт-инициативы и мероприятия.
Я начала работать с галереей с момента ее открытия: на моих глазах и в какой-то мере благодаря моим усилиям идея выросла в огромную, значимую, функционирующую и постоянно развивающуюся экосистему. Мои дальнейшие планы — вопрос со звездочкой. Я всем сердцем полюбила свою работу и команду галереи. Однако я чувствую потребность развивать собственный проект под названием «Клуб Современного Искусства», а также заняться личной художественной практикой и вывести себя на новый уровень в роли независимого художника. Чтобы на своем примере доказать истинность двух определяющих критериев искусства, о которых мне когда-то рассказал Валентин Боянджиу. Для этого требуется время и меньшая вовлеченность в офисную рутину, эмоциональные и финансовые ресурсы, над накоплением которых я сейчас так активно работаю.