В современном маркетинге есть множество профессий и путей самореализации. Одна из наиболее обширных и интересных сфер для карьерного роста — видеопродакшен и съемка роликов для известных брендов. Николай Волчков закончил программу бакалавриата BA (Hons) Marketing (сейчас она называется «Менеджмент в креативных индустриях и цифровой маркетинг») и теперь работает продюсером в продакшене Human Films. Он снимает рекламу для «Яндекса», Х5, «Кинопоиска», «Сбера», «Ленты» и «Утконоса», а также участвует в производстве клипов, кино и сериалов. В разговоре с нами он поделился своей историей и дал несколько советов тем, кто интересуется видеопроизводством.
Симулятор реальной работы в стенах университета
До поступления в Британку я учился на факультете мировой экономики в ВШЭ и параллельно работал в рекламном агентстве. В какой-то момент я понял, что хочу поменять род деятельности и со временем пришел к видеопродакшену.
Британка привлекла меня возможностью поучиться в Лондоне на третьем курсе — тогда я рассматривал вариант после бакалавриата поступить в европейскую магистратуру.
Британка дала мне возможность иначе посмотреть на образование. Большой плюс программы — она up-to-date. По сравнению с государственными вузами, где маркетинг изучается по старым учебникам, здесь все гораздо глубже, современнее, актуальнее. На тот момент, когда я учился, еще не все понимали, что digital — это большое пространство. Только сейчас другие вузы начинают догонять эту тему, а в Британке это было стандартом с самого начала.
Так как я параллельно работал в агентстве, то невольно сравнивал то, что мы проходили на занятиях, с реальной работой. И было очень круто, что большинство из того, что мы делали в Британке, совпадало со стандартами индустрии. Подход Школы к стратегии, креативу, презентациям — все это позволило мне соприкоснуться с реальной жизнью и понять, как все работает на самом деле.
Бэкстейдж со съемок рекламы для «Яндекс Лавки». Продакшен Human Films, продюсер Николай Волчков.
Было классно учиться на английском. Это хороший опыт, который позволил мне подтянуть уровень языка, пообщаться с преподавателями-иностранцами и в полной мере перенять их опыт. В будущем это стало безоговорочным плюсом, приблизившим меня к сотрудничеству с иностранными компаниями.
Проект для «ВКонтакте» и съемки полного метра
За три года моей работы продюсером мы с командой реализовали десятки проектов. Один из последних — большое новогоднее шоу для «ВКонтакте». За несколько дней мы сняли клипы всей российской эстраде. Мы использовали новый формат производства, чтобы уложиться в короткие сроки — это было похоже на конвейер-шоу. Для всей команды это был новый, сложный, но интересный опыт.
Я планирую и дальше снимать рекламу, масштабировать кинопроизводство. Сейчас, например, у нас находится на стадии пре-продакшена фильм для широкого проката, съемки которого начнутся осенью. Мы с командой много работаем над тем, чтобы активнее создавать сериалы и кино за пределами России. В будущем мне интересно попробовать себя в режиссуре, а еще развиваться в профессии в Европе или в Штатах. Но пока мне нравится работать продюсером и делать свое дело.
Три главных навыка в видепродакшене
Умение договариваться с людьми. В любом проекте есть множество людей, которые принимают разные решения, влияющие на итоговый результат. Важно уметь объяснить свою идею, обсудить все детали, выстроить коммуникацию и с клиентом, и со своей командой. Когда мы работали с «ВКонтакте», нам нужно было договориться с несколькими департаментами разных сервисов: «Музыка», «Клипы», «Маруся». И с каждым отдельно мы обсуждали сценарий и героев, чтобы в итоге качественно реализовать проект.
Бэкстейдж со съемок новогоднего проекта для «ВКонтакте». Продакшен Human Films, продюсер Николай Волчков.
Умение презентовать идеи. На встречах с заказчиками вам нужно уметь так представить свою идею, чтобы ее точно купили. Будь то короткий сценарий на первом обсуждении или конкретные детали образов во время съемки — у вас всегда должны быть готовы слайды с пояснениями и иллюстрациями. Поэтому навык создания презентаций также является для продюсера ключевым.
Умение контролировать бюджет. Не забывайте правильно оценивать и закладывать в смету расходы на съемки. Продюсер должен понимать, сколько могут стоить декорации, сколько уйдет на аренду студии и оборудования, а сколько — на гонорары участникам съемки. Это первый вопрос, который обычно волнует клиентов. И на основании вашего ответа они принимают решение о том, будут ли сотрудничать с вами или нет.
Как выбрать вуз и найти работу
Тем, кто сейчас хочет идти в маркетинг и получать образование в этом направлении, я бы посоветовал сначала провести небольшой research. Посмотреть на разные вузы и их факультеты, примерно определиться с интересной вам профессией в маркетинге, сходить на дни открытых дверей, пообщаться со студентами и выпускниками. А затем уже принимать решение на основе нескольких факторов: логики, перспектив, впечатлений и внутренних ощущений.
В маркетинге важно образование. Но начать работать в этой индустрии можно и без него. Хотя рано или поздно вернуться за фундаментальными знаниями все равно придется.
Учась в университете, вы уже можете искать работу. Британка, например, дает студентам полное представление о реальной работе и помогает быстро влиться в индустрию. А проектов, которые вы будете делать здесь во время обучения, хватит для того, чтобы устроиться на начальную позицию в агентство или в отдел маркетинга какого-нибудь бренда.