Основатель сервиса для создания сайтов Tilda Publishing
Никита Обухов со своим сервисом Tilda Publishing — один из тех, кто запустил революцию в мире веб-дизайна. Узнали у Никиты, как он прошел путь от дизайнера до креативного директора собственной бутик-студии и основателя популярного дизайн-конструктора, и как ему в этом помогло обучение в Британке.
Как менялись правила игры в мире веб-дизайна
Я начал работать с 2000 года, когда пошел в технический университет. Первое высшее у меня инженерное. Но мне всегда нравился дизайн, и я начал работать с популярной тогда технологией flash: она была хороша тем, что позволяла комбинировать дизайн и программирование. В то время понятие «интерактивный дизайн» только появлялось, никто не понимал, что делать, все экспериментировали.
В те годы был некий разлом: наше и следующее поколение уже относились к людям, для которых визуальная культура и интернет, компьютеры — повседневность, а для предыдущих поколений все это было в новинку. Сейчас классно работать дизайнером: у многих заказчиков хороший вкус и понимание того, как должен выглядеть удобный сайт. Тогда этого, к сожалению, не было, интернет был в новинку. Где-то до 2010-х годов часто приходилось спорить с заказчиком и искать своих клиентов, с которым ты не будешь тратить много сил на согласование. Нужно было обучать заказчиков, с которыми ты сотрудничаешь, повышать их насмотренность.
Например, я работал в студии, и мы делали презентацию для завода УАЗ. Согласовывали ее с отделом маркетинга, а там человек говорит: «Ребят, добавьте, пожалуйста, градиента на задний фон». Мы спросили почему, ведь красиво же — белый фон, минимализм, эффектные фотографии. А он отвечает: «Это место будто не задизайнено». То есть тогда нужно было не оставить пустого места, иначе считали, что ты недоработал. Сейчас такого нет, к счастью.
Потолок в работе, учеба в Британке, поездки в Лондон
До Британки я уже 6 лет активно работал, и у меня было портфолио, то есть пришел учиться не с нуля. Но я заметил, что начал повторяться. Работа, которую я делал, была слегка однотипна. Я набил руку в коммерческом дизайне, а мне хотелось творческого самовыражения. Захотелось получить теорию, более комплексный подход к работе дизайнера. Развитие специалиста обычно идет через университет, через образовательную платформу, где дают фундаментальные знания. В дизайне немного иначе: можно освоить условно Photoshop, делать дизайн и получать за это деньги. Но я вижу в этом «борьбу с инструментом». Ты борешься, осваиваешь некий инструментарий, а дальше — потолок. Через 5 лет работы я понял, что нужна теоретическая база.
Я решил пойти в Британку, которой помогал практически с момента ее открытия в 2003 году. Мне понравилось не только пространство, которое развивает, но и люди вокруг. Когда ты учишься у состоявшегося профессионала, чувствуешь вдохновение. В моей группе были классные ребята, мы встречаемся с ними до сих пор. Во время учебы несколько раз ездил в Лондон. Мы ходили на экскурсии по дизайн-студиям, нам давали проработанные карты, где были отмечены галереи современного искусства, которые нужно было посетить.
Здорово, что есть Британка: через нее прошло много талантливых людей. Школа неизменно на них влияла: обучение было всегда выстроено так, чтобы было не только интересно, но и полезно для будущей карьеры.
Почему открытие успешной дизайн-студии не бывает легким
После учебы я занялся карьерой. Открыл FNKPNK — мою первую и единственную дизайн-студию — это было логическое развитие моего фриланса. Мы делали классные проекты, старались создавать крутой дизайн, получали награды. Мне кажется, на нас много кто ориентировался, при том, что это всегда была бутиковая история. У нас работало не больше 5 человек. Мы сотрудничали с большим количеством иллюстраторов, видео-дизайнеров, но тем не менее это была камерная история.
Дизайн-студия — это про рынок услуг, про бизнес. У тебя есть проджекты, которые считают окупаемость, у тебя есть поток клиентов, у тебя есть «человеко-часы». В общем, классический бизнес. И для выживания у тебя практически нет специализации — ты должен делать все. Так устроен рынок дизайна на заказ.
В нашем случае постоянно менялись дизайнеры, менеджеры, был конвейер людей, выполняющих работу на заказ, а я был администратором и владельцем агентства. В формате бутика ты работаешь не на масс-маркет, у тебя есть четкое позиционирование на рынке, свой костяк клиентов, поэтому пропускная способность по количеству заказов невелика, и даже с высоким ценником этот бизнес не всегда окупается.
От ученика к учителю: новые техники преподавания в Британке
После того, как случился перелом в подходах к дизайну, изменился и стиль обучения этой профессии. Что было до? Часто встречались курсы, где под веб-дизайном подразумевалось, что ты умеешь верстать, знаешь HTML, RSS, кто-то продавал курсы по Photoshop. Обучения базовой теории — композиции, шрифтам, типографики — не было. Почему? Потому что не было специалистов, которые в этом разбирались. Не было людей, которые бы работали и в графическом, и в веб-дизайне одновременно. Но затем появился поток дизайнеров с теоретическими знаниями. Появились UX\UI дизайн, product-дизайн и другие механики.
У меня был преподавательский опыт — я вел интенсив в Британке, который собирал с коллегами и друзьями. Мы были первыми, кто придумал новую структуру обучения веб-дизайну и привнесли туда все механики: дизайн-мышление, базу — типографику, композицию, работу с мудбордами, скетчбуками. Добавили то, что было в графическом дизайне. Мы обновили систему: к графике добавили менеджмент, продуктологию. Поменялись инструменты: помимо Photoshop и Illustrator появились Figma и Tilda.
Как Tilda стала самым популярным инструментом для дизайнеров
В основе Tilda блочная механика. Все ранее существовавшие конструкторы сайтов наподобие WordPress предлагали шаблоны и давали поле для редактирования, но у них было достаточно много ограничений. Нам нужно было презентовать работу на сайте, упаковывать кейсы с интересной подачей, но для этого нужна была другая механика. Поскольку ее не существовало в природе, пришлось ее закодировать. Так, у менеджеров, которые делали кейсы, появилась гибкая админка для работы. Потом я понял, что уже достаточно отработал в рамках агентства, — мне нужно было переключиться на какой-то продукт. В 2012-2014 годы я активно кодировал. Когда вышла Tilda, люди начали пользоваться ей, даже несмотря на недостатки. Мы до сих пор работаем над развитием механики — постоянно происходят какие-то улучшения.
Из интересных вех — это 2016 год, когда мы запустили Zero Block как ответ на основную претензию к Tilda, что блоки — это, конечно, хорошо для непрофессионалов, но хотелось бы, чтобы можно было создавать уникальный дизайн. С помощью Zero Block ты можешь рисовать дизайн сайта, как тебе хочется, у тебя для этого есть прекрасные инструменты и большой функционал. Механики, предложенные нами, покрывают все креативные запросы. Но мы продолжаем пополнять инструментарий: у нас появился каталог товаров для создания больших интернет-магазинов, личный кабинет, развивается библиотека блоков.
Во время пандемии у нас резко возросло количество пользователей. Из-за этого изменился стиль работы компании, мы трансформировали команду, замедлились — надо было наладить внутренние процессы, оптимизировать то, что уже создано. Помимо развития самого продукта, сейчас я структурирую компанию и делаю так, чтобы команда была устойчивой.