© 2024 БВШД
Я работала преподавателем английского языка в частной школе. За последние несколько лет после смены руководства школа начала набирать обороты, мы вышли на рынок с современными подходами и методиками. При этом системного маркетинга не было — все делалось силами преподавателей и администрации.
Я активно участвовала в продвижении школы — организовывала мероприятия, писала посты в соцсетях. В какой-то момент мне захотелось попробовать себя в новой роли и переход в маркетинг стал своего рода самопровозглашением. Руководство меня поддержало, предложив пройти корпоративное обучение новой профессии — вместе мы выбрали курс Британки.
Когда мой руководитель учился на программе MBA Executive в университете, блок по маркетингу у него вел Андрей Пуртов — куратор программы по маркетингу в Британке. Поэтому доверие к Андрею и Британке было решающим фактором при выборе школы для обучения.
Перед началом учебы в Британке у меня было базовое представление о продвижении, но не хватало инструментов. На должность маркетолога меня перевели одновременно с началом обучения. Первой задачей на новой должности было построить воронку продаж — отслеживать, кто идет учиться в школу, выстраивать систему привлечения лидов и доведения до покупки.
Была и философская цель. Как и у любого человека в образовании, у меня есть идея фикс — привнести в мир лучшее. Когда я поняла, что моя школа действительно это делает, мне захотелось, чтобы больше людей о ней узнали.
И, наконец, была личная задача — развиваться в новой области, научиться делать то, что мне хочется. Узнать, как преподносить продукт. Очень большие надежды были на блоки по пиару и коммуникационной стратегии, а также по исследованиям.
Британку было непросто совмещать с работой. Если хочешь выполнять проект качественно, чтобы он действительно был стоящим, нужно тратить намного больше 10 часов в неделю.
Я приобрела здесь даже больше, чем просто предметные навыки и инструменты. Учеба на программе — это еще и развитие личности в целом, повышение стрессоустойчивости, опыт невероятного тайм-менеджмента.
В качестве итогового проекта мы делали кейс по брифу от Skillbox. Задача была повысить уровень доверия к компании и увеличить количество продаж. Это, конечно, сложно, потому что у бренда уже есть история, и нам нужно было найти решение, которое действительно поможет — даже если это будет игра вдолгую.
Проект мы делали в группе. Поначалу было трудно, потому что мы все совмещали учебу с работой. Первые три предзащиты у нас были худшие результаты. Однажды мы даже оказались на самом последнем месте.
У нас было много идей, но презентовать их было сложно. Работу затрудняло то, что у нас была достаточно большая команда. Сначала мы делали все задачи вместе вшестером, очень глубоко прорабатывали исследования и в итоге ничего не успевали. Потом мы распределили обязанности, начали синхронизироваться, чтобы все были в курсе, что происходит у других.
Что бы ни происходило, мы оставались очень дружной командой. Ближе к концу работы над проектом мы начали очно встречаться раз в неделю, иногда даже чаще. Вместе работали, созванивались в Zoom. В какой-то момент я общалась с ребятами больше, чем с семьей и друзьями.
На последних двух предзащитах из всех команд мы получили почти максимальное количество баллов. У каждого из нас появилось желание выложиться на сто процентов. На защите мы выступили на отлично, все были довольны, менторы нас похвалили. В итоге мы успешно защитились и получили большинство номинаций, в том числе, самую главную — «Проект года».
До сих пор вспоминаю и думаю: «Боже мой, неужели это было правдой? Неужели мы это все сделали?»
Нам очень повезло с менторами — они вложили в нас много, всегда были на связи и объясняли, если мы что-то забывали или понимали не так.
Куратор программы Андрей Пуртов очень доверял нам — наверное, потому что видел, что мы действительно верим в то, что делаем. Даже в моменты критики куратор и менторы все равно поддерживали нас.
И, конечно, была ценна поддержка моего руководителя, Сергея Чуракова, который изначально поверил в меня.
Дайте себе больше времени на то, чтобы включиться в проект. И верьте в себя! Нужно верить, что твои идеи светлые, верить в свои возможности и в свой продукт.
Я начала применять свои новые знания в работе параллельно с учебой — проводила интервью, составляла гайды. Наверное, нет ничего из освоенного в Британке, что я не пробовала бы использовать. Конечно, в итоге некоторые инструменты отпали, потому что они не очень актуальны для моего продукта.
Образование, особенно школьное, — достаточно специфическая история. Это не то же самое, что продать телефон или кофе. Школу не купишь 5 раз в месяц. Желательно, чтобы клиент оставался с тобой на 11 лет, значит, задача — удержать его. А в силу ограниченности инфраструктуры, невозможно продать школьное образование миллиону людей, у этого продукта есть свой лимит.
Из освоенного на курсе глубже мне бы хотелось изучить пиар. Думаю, ни на одном курсе невозможно качественно проработать до ста процентов каждую сферу — наверное, вообще утопично так считать. Поэтому в дальнейшем мне хотелось бы чуть глубже изучать внешние коммуникации, посвящать этому больше времени.
Сейчас для нашей школы Марика — состоявшийся профессионал. Свои компетенции в маркетинге она проявила давно. Будучи преподавателем английского, Марика обратилась к нам с запросом перейти в новую должность, и мы ее поддержали. Мы хорошо знали ее как человека и видели большой потенциал в этом направлении, поэтому предложили ей пройти курс комплексной переподготовки. До этого основным инструментом продвижения очной школы (потому что у нас есть и заочное направление) было сарафанное радио, а теперь у нас появилась полноценная служба маркетинга и продаж.
Я и сам проходил корпоративное обучение. В нашей школе принято развивать процессы не за счет приглашенных специалистов, а с помощью внутреннего кадрового ресурса, поэтому руководство вкладывается в учебу сотрудников.
Два года назад меня направили на обучение на Executive MBA, чтобы я развивал бизнес-стратегию школы.На одном из модулей у меня преподавал Андрей Пуртов — его занятия произвели сильное впечатление системного подхода к маркетингу. Поэтому выбор и пал на Британку, где Андрей ведет программу «Маркетинг и бренд-менеджмент». Ключевыми факторами была репутация учебного заведения и профессионализм Андрея.
Марика делилась со мной, как идет учеба и работа над дипломным проектом. Я был приятно удивлен — честно говоря, не думал, что это будет настолько интересно и глубоко.
Мы постоянно внедряли в работу то, что Марика узнавала на программе Британки. Успех ее учебы я оцениваю по реальному эффекту — выросших показателях.
Первым маркетинговым проектом Марики было настраивание воронки продаж. Я понимал важность этого дела и представлял, как это можно сделать, но у нас не было раньше сотрудника, который мог бы взять этот проект в свои руки: настроить метрики и источники данных, выяснить, как это работает с конкретными мероприятиями и активностями. Также нам было важно понять свою аудиторию.
Следующей большой маркетинговой задачей было брендирование. Марике нужно было подготовить брендбук — до этого у школы не было своего комплекса визуально-графических компонентов и каждый раз, когда нужно было что-то напечатать, мы сталкивались с тем, что у нас нет готовых презентаций. Из-за этого мы не могли сделать красивый мерч, визуально позиционировать себя. С помощью брендбука стало возможным разработать новый сайт для школы. В этих проектах Марика выступила как руководитель.
А сейчас у Марики постепенно формируется отдел, и на стажировку в маркетинг идут наши старшеклассники, которым интересна эта сфера. Например, ребята учатся работать с возражениями, обзванивать клиентов. В прошлом году по инициативе Марики одна наша одиннадцатиклассница водила экскурсии для новых учащихся, рассказывала про школу, взаимодействовала с ними. Это очень круто и полезно для наших учеников.
За время учебы Марика сильно выросла — не только в профессиональном плане, хотя она и стала руководителем по маркетингу. Считается, что хорошее образование сильно трансформирует человека. Чем лучше образование, тем больше изменения. Вот и руководители Марики говорят, что она даже по-другому разговаривает. С нашими студентами это часто случается — после завершения программы спутник жизни или близкие друзья замечают, что человек вроде тот же самый, а говорит по-другому, думает иначе.
В работе над итоговым проектом Марика смогла использовать свои педагогические навыки, потому что брифодатель — Skillbox — это образовательная компания. Знания в педагогике и психологии помогли Марике проводить интервью, взаимодействовать с преподавателями, психологами.
Сейчас Марика — вполне квалифицированный маркетолог. Можно отметить, что у нее появилось осознанное отношение к маркетинговым коммуникациям, понимание, что коммуникации должны быть основаны на инсайтах и нацелены на соответствующие сегменты целевой аудитории.
Если бы я сам на заре карьеры прошел эту программу Британки, я бы смог добиться в своей карьере гораздо большего — и так же о себе думают и другие наши преподаватели. Секрет в том, что мы делаем курс так, как хотели бы, чтобы нас самих учили маркетингу в свое время. Мы закрываем свой гештальт и стараемся дать больше знаний молодым ребятам. Самое главное, что все приобретают, — умение не бояться никакого проекта и браться за любые задачи.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2024 БВШД