Специфика работы в Китае
В Китае не очень развит театр, если не брать в расчет традиционные китайские оперы. Большую популярность и востребованность здесь получили цирковые и уличные, парковые шоу. Весь акцент в них делается именно на зрелищность, впечатления, различные эффекты и трюки. Обычно это набор разных по стилистике и жанру номеров, каждый из которых — самостоятельное законченное художественное произведение.
Эта специфика накладывается на задачи, выполняемые художником: так самое важное — это зрелищность и эффектность, на первый план выходит не метафоричность и смысл художественного образа, а форма, цвет и фактура. Второе — и не менее важное — это безопасность артистов и возможность комфортного выполнения трюков. Это касается и декораций, и реквизита, и костюмов. В этом случае речь идет об оформлении уже существующих цирковых механизмов, приспособлений и так далее.
Китайское цирковое шоу, Сергей Рябов — один из художников-постановщиков.
Специфика Китая, прежде всего, во вкусовых предпочтениях — вкусы отличаются примерно настолько же, насколько русский язык отличается от китайского. Российскому театральному художнику китайское шоу может показаться перегруженным и избыточным, но подход меняется, когда понимаешь задачи, которые перед ним ставят зрители. В Китае гораздо смелее идут на различные эксперименты и воплощение невероятных задумок — и все для того, чтобы вызвать у зрителя сильные эмоциональные впечатления.
Прежде всего это фантастический размах шоу: 5-8 тысяч зрителей, огромные сменные манежи, настоящие водопады на сцене, живой огонь, шоу дронов, хорошо подготовленные группы артистов со всего мира. Каждый квадратный метр, который видит зритель, забит эффектами.
«В Китае год идет за два»
Каждый год в Китае проходит большой международный цирковой фестиваль China International Circus Festival. В прошлом году наша команда занималась его оформлением, а я работал над эскизами костюмов.
Эскизы костюмов и декораций, созданные Сергеем Рябовым для China International Circus Festival.
Сейчас вместе с командой художников из России мы создаем принципиально новое шоу, более интересное с точки зрения своей художественной целостности. Это большая сюжетная постановка, в которой трюки включаются в повествование и работают на раскрытие сюжета одной истории — сказки. С точки зрения художника-постановщика эта задача гораздо сложнее, чем просто создание зрелищного шоу. По-прежнему сохраняется необходимость работать с цирковыми атрибутами (батутами, трапециями, мачтами, подкидными досками, кольцами), у каждого из которых есть своя специфика, но к этому еще добавляется необходимость вписать их в конкретный художественный образ и во всю историю в целом. Несмотря на частую смену декораций и пространственных уровней, необходимо придумать и общую стационарную декорацию, которая должна стилистически подходить к каждому из номеров. К сожалению, по договору я не могу показывать фото проектов, над которыми работаю.
Китай удивляет в плане продакшена — в очень короткие сроки реализуются очень масштабные проекты. Но эта специфика работы (сжатые сроки, разносторонние задачи, многообразие жанров и стилей) раскрывает огромные творческие возможности и заставляет фантазию работать в несколько раз интенсивнее. Перестройка мышления прошла для меня постепенно и почти незаметно, но потом я вдруг осознал, какое огромное количество идей приходит в голову даже неосознанно.
Здесь в ходу шутка «в Китае год идет за два». Имеется в виду, что эта страна дает вам колоссальный опыт в силу различия вкусовых предпочтений, языковых барьеров и специфики шоу-бизнеса. Кругозор сильно расширяется и в профессиональном, и в общечеловеческом плане. После Китая мне уже ничего не страшно. Я понял, что главное в моей работе — не бояться. Воспринимать все как огромное приключение, как езду на американских горках, где даже если и страшно, то все равно очень круто!