Экологичная упаковка — точка роста для бизнеса
Миф о том, что экологичная упаковка — это очень дорого и сложно для бизнеса, кочует из года в год. На самом деле противоречия между тем, чтобы делать бизнес экологичнее и получать прибыль нет. Скорее это история о том, что людям в принципе сложно и неудобно менять что-то, что вроде бы и так работает. Переход на экоупаковку подразумевает поиск новых поставщиков, инвестиции, перестройку процессов. Однако, если подойти к этим переменам грамотно и системно, переход на экологичную упаковку может стать точкой роста для бизнеса.
Вместе с экологичной упаковкой бизнес получает много бонусов: проще управлять потоками, требуется меньше ресурсов и времени сотрудников на этапах закупки, логистики и хранения; более оптимально задействованы мощности складов; сокращаются издержки за счет унификации ассортимента и отказа от ненужных позиций. Выбирая экологичную упаковку, бренд отстраивается от конкурентов и завоевывает лояльность покупателей. Ну и наконец, если государство введет запрет на не экологичную упаковку, это не станет неприятным сюрпризом для тех компаний, которые уже сделали выбор в пользу экоупаковки.
По моему опыту работы в сервисе доставки еды, где было около 70 артикулов упаковки, переход на экологичные материалы занял меньше полугода, и это все проходило вместе с оптимизацией издержек. Начать заниматься экологичной упаковкой сейчас — значит обеспечить себе конкурентное преимущество в будущем, причем не таком далеком.
Кто инициирует изменения
Запрос на изменения сейчас звучит со всех сторон. Есть несколько ключевых стейкхолдеров в этом процессе. Во-первых, это неравнодушные клиенты, со стороны которых мы видим большой спрос на экологичную упаковку. Они идут с этим запросом к брендам: в отзывы, в техподдержку, в личные сообщения, запускают петиции, обращенные к крупным компаниям. Чем активнее растет осведомленность потребителей и чем крупнее бренд, тем чаще мы будем получать сигналы о востребованности перехода на экологичную упаковку. Также этот процесс подстегнула пандемия. Мы начали активнее пользоваться доставкой товаров и еды и увидели, сколько упаковки, коробок, контейнеров образуется у нас дома. Это, конечно, наглядно помогает увидеть масштаб проблемы, которую лично мы генерируем. Однако у потребителей много повседневных забот, не все готовы вовлекаться и разбираться в том, какие решения по-настоящему экологичны. К тому же, если мы будем рассчитывать только на запрос потребителей к бизнесу, останутся за бортом целые категории бизнесов. Например, весь B2B, который не контактирует с розничным потребителем, будет делать вид, что его эта проблема не касается.
Во-вторых — это конкуренты. Если конкурент переходит на экологичную упаковку и начинает использовать это в коммуникации с клиентами, это становится его преимуществом. Он подсказывает потребителю, что теперь к другим брендам тоже нужно предъявлять такие запросы.
В-третьих — это собственники, акционеры, инвесторы. Это люди, которые дают компаниям деньги и распоряжаются их судьбами. Они внимательно следят за тем, что происходит в за рубежом и у ключевых бизнес-партнеров, в том числе с упаковкой, и понимают, что инвестиции в экологичность сейчас обеспечивают более успешное и устойчивое будущее компании.
Также важно, чтобы государство принимало участие в процессе и подавало сигналы о том, что будут вводиться ограничения. Уже не первый год обсуждается инициатива по запрету одноразовых изделий, пересматривается механизм расширенной ответственности производителя. В ближайшее время будут приняты изменения в законодательство, которые повлияют на производителей упаковки и товаров в упаковке. Государство тоже работает над этим вопросом.
Специалист по экологичной упаковке: компетенция + карьерный трек
Специализация в экологичной упаковке может стать как полезной дополнительной компетенции для профессионала, приближенного к разработке продукта, так и поворотом в карьере, точкой выхода в сферу устойчивого развития.
На интенсиве мы даем экологичную упаковку как компетенцию. Наиболее ценной программа будет для людей, которые стоят как можно ближе к моменту, когда возникает идея создания товара или сервиса, в котором присутствует упаковка. Это может быть продуктовый дизайнер, стратег, аналитик, маркетолог. Человек, который попадает в группу разработки продукта имеет больше всего шансов предложить экологичную упаковку и применить свою компетенцию на этапе проектирования товара или услуги. Вопрос экологичной упаковки лучше поднимать как можно раньше, а не когда товар или услуга уже готовы выйти на рынок. Но запрос на смену упаковки все чаще возникает и для уже существующих товаров. У процесса перехода на экоупаковку в зрелом бизнесе есть свои особенности, и их мы тоже будем разбирать в рамках обучения.
На интенсиве мы будем говорить о том, что такое устойчивое развитие и цели устойчивого развития, чтобы всех ввести в контекст. Мы будем погружаться в принципы циклической экономики, разбираться, как их использовать в проектировании экологичной упаковки. Еще посвятим много времени изучению материалов упаковки. Важно, чтобы студенты не просто знали, что пластик с маркировкой 5 лучше, чем пластик с маркировкой 6, а чтобы они владели принципами, которые помогут проанализировать любой вид упаковки, в том числе который только что возник на рынке. В любой момент может появиться очередной биоразлагаемый пластик с маркировкой 135, и специалист должен уметь определять насколько он соответствует понятию экологичности просто взяв его в руки.Также мы будем рассматривать весь жизненный цикл упаковки, потому что определить экологичность невозможно без знания логистики, дистрибуции, сценариев потребления и инфраструктуры по обращению с отходами в регионе.
Чтобы обучаться этой компетенции, необязательно иметь навыки дизайна и проектирования упаковки. Прийти на программу могут и маркетологи, и специалисты по коммуникациям, и стратеги, и аналитики. В компаниях, как правило, нет отдельной должности для человека, который занимается экологичной упаковкой. Обычно это дополнительный слой экспертизы, который может принадлежать кому-то из сотрудников компании.
В дальнейшем, если тема устойчивого развития вас заинтересует, экспертиза в экологичной упаковке может стать точкой входа в новый карьерный трек и я живой этому пример. В 2019 году я пришла в компанию заниматься вещами, связанными с упаковкой, но слово экологичность в контексте моих рабочих обязанностей при найме не звучало. В какой-то момент клиенты компании начали явным образом говорить, что бренду бы не мешало сделать упаковку более экологичной. Я начала разбираться в вопросе, мне понравилось и вот меня затянуло настолько, что теперь запускаю целый курс. В продолжение той истории мы сформировали направление устойчивого развития в компании и я стала его руководителем, параллельно продолжая заниматься маркетинговыми спецпроектами. В какой-то момент меня начали приглашать на конференции и преподавать в профильных учебных заведениях. Так копилась экспертиза. Потом я перешла в статус независимого консультанта, чтобы сфокусироваться на устойчивом развитии, и больше меня ничего не отвлекало от любимого дела. Сейчас это занимает все мое рабочее время и я вижу, насколько востребована такая экспертиза на рынке. Мне кажется, что если кому-то искренне понравится, специализация в экологичной упаковке может открыть новые карьерные возможности.
Специалисты по устойчивому развитию сейчас очень востребованы. В вузах только начинают появляться программы, связанные с устойчивым развитием. Но образование в университете требует времени, а специалисты нужны уже сейчас, поэтому многие компании выбирают растить таких сотрудников внутри или обращаются к внешней экспертизе консультантов и агентств. Профили в этой сфере могут быть очень разными, в зависимости от потребностей: понятно, что для производственной компании и IT-стартапа в устойчивом развитии будут разные задачи. При этом уже начинает формироваться специализация экспертов на рынке. Например, у меня есть фокус в упаковке, маркетинге и устойчивых практиках в общепите. Кто-то будет специализироваться на социальных проектах, правозащите и зеленых инвестициях. Это все попадает в область устойчивого развития. Но пока компании только формируют стратегическое видение и ищут специалистов, которые помогут им наметить приоритетные направления.
О том, как запустить переход к экологичной упаковке в действующем бизнесе, встроиться в текущую инфраструктуру переработки и выбрать подходящие материалы, как позиционировать экологичную упаковку в коммуникации бренда с клиентам, можно узнать на интенсиве «Экологичная упаковка», который стартует 30 июня.