Как найти идею
Обычно в презентации есть одна глобальная идея. И хорошо бы на этапе подготовки спросить себя: чего я хочу от людей, перед которыми выступаю? Конечно, всем нам хочется славы и богатства, эта цель понятна. Но ее нужно все-таки конкретизировать. Как правило, мы хотим, чтобы люди нас послушали и что-то поняли и/ или что-то сделали. Но что? Сначала нужно разобраться, зачем людям вообще делать или понимать то, что мы хотим им донести.
На пересечении ответов на все эти вопросы и формулируется цель выступления, которая будет разделяться аудиторией. Когда с целью все понятно, становится ясна и основная идея.
В идею важно искренне верить, без этого в нее не поверит и аудитория. Обычно спикеру идея по умолчанию кажется классной и вовлекающей. Это нормально: когда мы долго над чем-то работаем, можем часами говорить на эту тему.
Но чтобы вместо продающей презентации не получился длинный беспредметный монолог, нужно спросить себя: почему вообще тема мне кажется интересной? А главное, будет ли она так же интересна другим? Пора переходить к поиску доказательств.
Как искать доказательства
На этом этапе главное не стать заложником когнитивного искажения. Оно работает так: в спорных моментах мы склонны искать и находить только ту информацию, которая прямо или косвенно подтверждает нашу точку зрения. При этом данные, которые не поддерживают наше мнение, мы упорно игнорируем или считаем устаревшими, а следовательно, нерелевантными.
Например, множество исследований подтверждает: уровень счастья не зависит от того, есть у нас домашнее животное или нет. При этом любой, у кого есть питомец, скажет вам, что все эти исследования чушь: ведь его, скажем, собака делает его субъективно счастливым. И никакие исследования этого не изменят. Это и есть когнитивное искажение. Как в него не впадать?
Действенный инструмент: найти 5 аргументов «за» свою идею и 5 «против». Имея на руках доказательства обеих точек зрения, мы замечаем, что наша позиция не так непогрешима, как казалось на первый взгляд.
Секрет поиска информации: ищите факты так, как будто вы хотите дать совет близкому другу и собираете максимально объективные данные. Переключение в позицию «со стороны» делает нас более сопереживающими. Друга не хочется подвести и дать ему неверную информацию.
Собрали аргументы, переходим к структуре.
Как создавать структуру
Прекращайте поиски информации, как только у вас начнет складываться связный нарратив. Теперь нужно выстроить последовательность, в которой вы будете преподносить идею аудитории. Для этого подойдет базовый сторителлинг. Глобально его можно упростить до 4 блоков:
1. Вступление
2. Проблема
3. Решение проблемы
4. Выводы
Задача вступления — заработать доверие аудитории. Для начала представляемся, обозначаем тему и причину, по которой вышли на сцену.
Если мы собираемся сообщить информацию, с которой аудитория может быть несогласна, без доверия ничего не получится. Чтобы оно появилось, нужно показать, что вы — тот самый человек, который хочет помочь и может это сделать. Важны оба пункта. Для этого четко озвучиваем свою мотивацию и перечисляем факты, которые говорят о том, что вы способны помочь.
Постановка проблемы — опциональная часть. Все зависит от аудитории: если она и так задается поиском решения проблемы, то детально описывать ее не обязательно. Но если мы выступаем с темой, далекой от аудитории, проблему обозначить нужно.
Для этого важно проговорить, к какому результату придет аудитория, если не станет вносить изменения в привычные процессы поиска решений. Дальше — обрисовать в красках, с какими рисками, последствиями и трудностями аудитория столкнется, если будет принимать решения по прежней схеме.
Яркий пример постановки проблемы — выступление основателя Khan Academy Салмана Кана.
В начале выступления Кан формулирует проблему: студенты используют ChatGPT, чтобы списывать на экзаменах и выполнять домашние задания. СМИ реагируют: скоро образование, каким мы его знаем, может исчезнуть.
Кан приводит данные исследования 1984 года: успеваемость любого студента резко возрастает при индивидуальном обучении. Но, понятное дело, к каждому ученику не получится приставить отдельного преподавателя.
Кан очертил проблему, а потом предлагает решение: взять ИИ и сделать из него индивидуального тьютора для студентов и помощника для преподавателей.
Вступление и постановка проблемы — очень короткие. Дальше Кан переходит к демонстрации того, как они решили проблему в своей академии. Спикер выходит на сцену, чтобы сообщить о решении. Именно этот рассказ — основная часть презентации.
Основная часть не должна быть затянутой и непонятной: никто не любит пространных речей. При подготовке основной части отлично поможет пирамида Минто, которую придумала Барбара Минто — консультант из McKinsey.
Структура пирамиды:
1. Формулируем основную идею: например, «нужно адаптировать ИИ, чтобы он был заточен под каждого студента».
2. Разбиваем идею на 3-4 подпункта — аргументы.
3. Каждый аргумент подкрепляем фактами (как показано на рисунке).
Завершение — в нем подводим итоги. Про проблему, ради решения которой все и собрались, к этому моменту уже могли забыть, поэтому про нее можно напомнить. Дальше нужно сказать о решении, которое у вас есть. И назвать цену, если мы его продаем.
Если у вас большая аудитория и большая презентация, в конце можно коснуться и более высоких тем. Это ценностное обращение к зрителю — обозначение высоких целей, ради которых мы и делаем то, что делаем.
В выступлении Кана этот посыл такой: «если мы адаптируем ИИ под студентов и преподавателей, мы выведем образование на новый уровень».
Здесь важно не удариться в морализаторство: поучений не любит никто.
Дизайн презентации
Дизайн — это управление вниманием. Спикеры часто думают, что достаточно написать текст презентации крупными красными буквами, чтобы завладеть вниманием аудитории.
Проблема в том, что спикерам сложно адекватно приоритезировать сообщения, которые они доносят аудитории. Им кажется, что важно каждое предложение. В итоге вся презентация горит огнем красного, а все ключевые сообщения равномерно обесцениваются.
Нужно четко понимать, какая мысль у нас главная, а какая — второстепенная. Вторую лучше дать мелко, желательно серым шрифтом.
Типичные ошибки оформления:
1. Выкладывать всю информацию на один слайд.
2. «Размазывать» информацию по большому числу слайдов: так каждый слайд становится похож на справочник.
Рассмотрим на примерах:
Перед нами слайд из презентации клиники.
Подход «один слайд — одна мысль» здесь не помог. Видно, что идея есть, но без четкой структуры она не считывается.
Информация будет восприниматься по-другому, если использовать «структурное дерево».
Структурное дерево
Представляем, что информация на слайде — дерево, которое состоит из корня, веток, листьев и так далее.
Применяем подход assertion — evidence (утверждение — доказательство). Смысл в том, что в заголовке мы пишем утверждение, а ниже — доказательства в поддержку этого утверждения. Чтобы было легче формулировать утверждения, мысленно добавляем в начало заголовка фразу «я утверждаю, что...». Так получится оформить идею максимально конкретно без невнятных абстракций.
Прелесть подхода в том, что он каскадируется внутри слайда и дальше. В итоге вся информация на слайде структурирована и легче воспринимается аудиторией.
Установлено, что при использовании «дерева» люди понимают и запоминают информацию лучше и меньше склонны формировать ложные выводы.
Итак, слайд мы структурировали. Но теперь он стал скучным. Следующий шаг — выкрутить контраст.
Сила контраста
Контраст работает на концентрацию внимания и на повышение интереса.
Размер при создании контраста может работать так:
Согласитесь, сейчас мы сразу обращаем внимание на второе фото слева.
Теперь уменьшаем фото — мы автоматически начинаем читать по порядку слева направо.
Цвет на слайде работает так:
Тот же эффект: сразу все внимание на втором фото слева. Если сделать все фото в ч/б логика просмотра слева направо возвращается.
Помочь аудитории воспринять информацию со слайда можно с помощью иконок. Иконки работают на устойчивых ассоциациях: человек читает текст, который сопровождается иконкой, и быстрее понимает смысл прочитанного.
Иконки тоже нужно выбирать с фантазией: не ставьте на слайд первый же образ, который приходит в голову. Как правило, это будет скучно. Поиграйте в метафоры!
Например, рядом с заголовком про иглы в другом контексте можно было бы поместить иконку с иглами для вязания. Но любые метафоры, конечно, должны быть уместными и не обидными. Иконки можно брать отсюда.
Удалить лишнее. Вернуть красоту
Мы использовали структурное дерево, задрали контраст, поиграли с цветом. Остался последний этап — удалить лишнее.
Возьмем такой слайд:
Пропустим его через все шаги, попробуем упростить структуру и «убрать лишнее»:
Лишнее убрали, но слайд стал пресным. Так быть не должно. Пробуем докрутить слайд: добавляем контраст и воздух.
Итоговый вариант выглядит структурированным, в нем есть контраст размера и нет ничего лишнего — цель достигнута.
Научиться делать презентации, которые продадут любую идею, вы сможете на интенсиве Британки «Мастерская: от слайдов до дебатов». За 5 недель вы научитесь управлять внимание публики, станете увереннее вести переговоры, общаться с клиентами и партнерами и поймете, как выгоднее преподносить достоинства своего продукта аудитории.