Как найти идею
Обычно в презентации есть одна глобальная идея. И хорошо бы на этапе подготовки спросить себя: чего я хочу от людей, перед которыми выступаю? Конечно, всем нам хочется славы и богатства, эта цель понятна. Но ее нужно все-таки конкретизировать. Как правило, мы хотим, чтобы люди нас послушали и что-то поняли и/ или что-то сделали. Но что? Сначала нужно разобраться, зачем людям вообще делать или понимать то, что мы хотим им донести.
На пересечении ответов на все эти вопросы и формулируется цель выступления, которая будет разделяться аудиторией. Когда с целью все понятно, становится ясна и основная идея.
В идею важно искренне верить, без этого в нее не поверит и аудитория. Обычно спикеру идея по умолчанию кажется классной и вовлекающей. Это нормально: когда мы долго над чем-то работаем, можем часами говорить на эту тему.
Но чтобы вместо продающей презентации не получился длинный беспредметный монолог, нужно спросить себя: почему вообще тема мне кажется интересной? А главное, будет ли она так же интересна другим? Пора переходить к поиску доказательств.
Как искать доказательства
На этом этапе главное не стать заложником когнитивного искажения. Оно работает так: в спорных моментах мы склонны искать и находить только ту информацию, которая прямо или косвенно подтверждает нашу точку зрения. При этом данные, которые не поддерживают наше мнение, мы упорно игнорируем или считаем устаревшими, а следовательно, нерелевантными.
Например, множество исследований подтверждает: уровень счастья не зависит от того, есть у нас домашнее животное или нет. При этом любой, у кого есть питомец, скажет вам, что все эти исследования чушь: ведь его, скажем, собака делает его субъективно счастливым. И никакие исследования этого не изменят. Это и есть когнитивное искажение. Как в него не впадать?
Действенный инструмент: найти 5 аргументов «за» свою идею и 5 «против». Имея на руках доказательства обеих точек зрения, мы замечаем, что наша позиция не так непогрешима, как казалось на первый взгляд.
Секрет поиска информации: ищите факты так, как будто вы хотите дать совет близкому другу и собираете максимально объективные данные. Переключение в позицию «со стороны» делает нас более сопереживающими. Друга не хочется подвести и дать ему неверную информацию.
Собрали аргументы, переходим к структуре.
Как создавать структуру
Прекращайте поиски информации, как только у вас начнет складываться связный нарратив. Теперь нужно выстроить последовательность, в которой вы будете преподносить идею аудитории. Для этого подойдет базовый сторителлинг. Глобально его можно упростить до 4 блоков:
1. Вступление
2. Проблема
3. Решение проблемы
4. Выводы
Задача вступления — заработать доверие аудитории. Для начала представляемся, обозначаем тему и причину, по которой вышли на сцену.
Если мы собираемся сообщить информацию, с которой аудитория может быть несогласна, без доверия ничего не получится. Чтобы оно появилось, нужно показать, что вы — тот самый человек, который хочет помочь и может это сделать. Важны оба пункта. Для этого четко озвучиваем свою мотивацию и перечисляем факты, которые говорят о том, что вы способны помочь.
Постановка проблемы — опциональная часть. Все зависит от аудитории: если она и так задается поиском решения проблемы, то детально описывать ее не обязательно. Но если мы выступаем с темой, далекой от аудитории, проблему обозначить нужно.
Для этого важно проговорить, к какому результату придет аудитория, если не станет вносить изменения в привычные процессы поиска решений. Дальше — обрисовать в красках, с какими рисками, последствиями и трудностями аудитория столкнется, если будет принимать решения по прежней схеме.
Яркий пример постановки проблемы — выступление основателя Khan Academy Салмана Кана.
В начале выступления Кан формулирует проблему: студенты используют ChatGPT, чтобы списывать на экзаменах и выполнять домашние задания. СМИ реагируют: скоро образование, каким мы его знаем, может исчезнуть.
Кан приводит данные исследования 1984 года: успеваемость любого студента резко возрастает при индивидуальном обучении. Но, понятное дело, к каждому ученику не получится приставить отдельного преподавателя.
Кан очертил проблему, а потом предлагает решение: взять ИИ и сделать из него индивидуального тьютора для студентов и помощника для преподавателей.
Вступление и постановка проблемы — очень короткие. Дальше Кан переходит к демонстрации того, как они решили проблему в своей академии. Спикер выходит на сцену, чтобы сообщить о решении. Именно этот рассказ — основная часть презентации.
Основная часть не должна быть затянутой и непонятной: никто не любит пространных речей. При подготовке основной части отлично поможет пирамида Минто, которую придумала Барбара Минто — консультант из McKinsey.
![hjj.jpg hjj.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/e74/e74909c79e21a6f4985363ff72543399/37f3ee086f5e15491484b37b511f19d9.jpg)
Структура пирамиды:
1. Формулируем основную идею: например, «нужно адаптировать ИИ, чтобы он был заточен под каждого студента».
2. Разбиваем идею на 3-4 подпункта — аргументы.
3. Каждый аргумент подкрепляем фактами (как показано на рисунке).
Завершение — в нем подводим итоги. Про проблему, ради решения которой все и собрались, к этому моменту уже могли забыть, поэтому про нее можно напомнить. Дальше нужно сказать о решении, которое у вас есть. И назвать цену, если мы его продаем.
Если у вас большая аудитория и большая презентация, в конце можно коснуться и более высоких тем. Это ценностное обращение к зрителю — обозначение высоких целей, ради которых мы и делаем то, что делаем.
В выступлении Кана этот посыл такой: «если мы адаптируем ИИ под студентов и преподавателей, мы выведем образование на новый уровень».
Здесь важно не удариться в морализаторство: поучений не любит никто.
Дизайн презентации
Дизайн — это управление вниманием. Спикеры часто думают, что достаточно написать текст презентации крупными красными буквами, чтобы завладеть вниманием аудитории.
Проблема в том, что спикерам сложно адекватно приоритезировать сообщения, которые они доносят аудитории. Им кажется, что важно каждое предложение. В итоге вся презентация горит огнем красного, а все ключевые сообщения равномерно обесцениваются.
Нужно четко понимать, какая мысль у нас главная, а какая — второстепенная. Вторую лучше дать мелко, желательно серым шрифтом.
![vs3.jpg vs3.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/70e/70e5a8fc0de499afdf50f07baba37b4b/e8eaf7d56a076e6a32c6e279f070ab2b.jpg)
Типичные ошибки оформления:
1. Выкладывать всю информацию на один слайд.
2. «Размазывать» информацию по большому числу слайдов: так каждый слайд становится похож на справочник.
Рассмотрим на примерах:
Перед нами слайд из презентации клиники.
![4gs2.jpg 4gs2.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/3c9/3c9307c87c48cff986d2b3bb66124a86/bcaba0cd816191c31236d4cc6d5953c4.jpg)
Подход «один слайд — одна мысль» здесь не помог. Видно, что идея есть, но без четкой структуры она не считывается.
Информация будет восприниматься по-другому, если использовать «структурное дерево».
Структурное дерево
Представляем, что информация на слайде — дерево, которое состоит из корня, веток, листьев и так далее.
Применяем подход assertion — evidence (утверждение — доказательство). Смысл в том, что в заголовке мы пишем утверждение, а ниже — доказательства в поддержку этого утверждения. Чтобы было легче формулировать утверждения, мысленно добавляем в начало заголовка фразу «я утверждаю, что...». Так получится оформить идею максимально конкретно без невнятных абстракций.
![dfe.jpg dfe.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/6f7/6f740cff79134e3867726260d97a65eb/e9deff969a05b4ecd2a1e66d83517cae.jpg)
Прелесть подхода в том, что он каскадируется внутри слайда и дальше. В итоге вся информация на слайде структурирована и легче воспринимается аудиторией.
![fwq.jpg fwq.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/76f/76fa49f131bcbca44a9ddb015af7e071/2916eaa9aa617026e980cd695147a314.jpg)
Установлено, что при использовании «дерева» люди понимают и запоминают информацию лучше и меньше склонны формировать ложные выводы.
![ываы.jpg ываы.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/13b/13b394537857048648cddfa14e9cd687/9899489b48bb95d807d7fb7e4bddd95c.jpg)
Итак, слайд мы структурировали. Но теперь он стал скучным. Следующий шаг — выкрутить контраст.
Сила контраста
Контраст работает на концентрацию внимания и на повышение интереса.
![54пп.jpg 54пп.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/f44/f449734edf9d8dcdfef3c1a791bf090f/cdb8f870ac782f1885609b91b93f0b50.jpg)
Размер при создании контраста может работать так:
![bmkf.jpg bmkf.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/8d9/8d934214608673f678a2345c60f11b82/bd99dc23f7dab89f5e0fdb3b0c4c33fd.jpg)
Согласитесь, сейчас мы сразу обращаем внимание на второе фото слева.
Теперь уменьшаем фото — мы автоматически начинаем читать по порядку слева направо.
![dfdf2.jpg dfdf2.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/d1d/d1daf605e463f2fef07c0987d3b7b460/f07b694db4f25b2e11ef89496b931471.jpg)
Цвет на слайде работает так:
![vc1.jpg vc1.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/15e/15eb14bdc0f01dd18bed60b20c6edecc/857118536e383c1cbc69dfffcde3b2e5.jpg)
Тот же эффект: сразу все внимание на втором фото слева. Если сделать все фото в ч/б логика просмотра слева направо возвращается.
![mbn.jpg mbn.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/3b7/3b70a14752c3d6558669325fd9280077/7742e161c892c4efdcbe1eee780c7884.jpg)
Помочь аудитории воспринять информацию со слайда можно с помощью иконок. Иконки работают на устойчивых ассоциациях: человек читает текст, который сопровождается иконкой, и быстрее понимает смысл прочитанного.
![.jpg .jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/170/170b76ca0a67b6152d21c6d913a1387c/52030560897ee309d5ecfab6beb40740.jpg)
Иконки тоже нужно выбирать с фантазией: не ставьте на слайд первый же образ, который приходит в голову. Как правило, это будет скучно. Поиграйте в метафоры!
Например, рядом с заголовком про иглы в другом контексте можно было бы поместить иконку с иглами для вязания. Но любые метафоры, конечно, должны быть уместными и не обидными. Иконки можно брать отсюда.
Удалить лишнее. Вернуть красоту
Мы использовали структурное дерево, задрали контраст, поиграли с цветом. Остался последний этап — удалить лишнее.
Возьмем такой слайд:
![lk.jpg lk.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/967/967da737941f0529c5ff346823117daf/730ca63d8bbb9bb0bb551e551c554fa2.jpg)
Пропустим его через все шаги, попробуем упростить структуру и «убрать лишнее»:
![;po.jpg ;po.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/6bd/6bddd078c60e1a81d691d5fe4a654518/1b3afc0312fc9612f134a9aeac7c820f.jpg)
![hgv.jpg hgv.jpg](https://backupuusites.hb.bizmrg.com/medialibrary/80d/80d8018a2a025ace5525e2b19be0414c/57103f6d0b2830ba43926f707c607c39.jpg)
Итоговый вариант выглядит структурированным, в нем есть контраст размера и нет ничего лишнего — цель достигнута.
Научиться делать презентации, которые продадут любую идею, вы сможете на интенсиве Британки «Мастерская: от слайдов до дебатов». За 5 недель вы научитесь управлять внимание публики, станете увереннее вести переговоры, общаться с клиентами и партнерами и поймете, как выгоднее преподносить достоинства своего продукта аудитории.