О состоянии рынка презентаций
С некоторых пор презентации превратились в самостоятельную, быстро развивающуюся область рынка.
Во время выступлений на конференциях и тренингах я часто спрашиваю людей, какие проблемы они видят в презентациях. Стандартные ответы: «скучно», «монотонно», «много воды и ненужной информации», «мало ценности».
Следовательно, чего хотят слушатели от презентаций? Чтобы было нескучно и полезно. «Нескучно» означает, что они хотят, чтобы это не утомляло их и поддерживало мотивацию. «Полезно» — что это должно быть практично и правдиво, без фейков, мемов и личных мнений сомнительных экспертов.
О трендах в создании презентаций
Есть глобальный тренд: все больше людей хотят видеть evidence-based презентации, чтобы то, что им предлагают, было как-то обосновано. Нам говорят: этот продукт хорош, он изменит нашу жизнь? Докажите. Нам говорят, что это отличная цена? Докажите.
Generic best practice подготовки презентаций
Прежде всего нужно проработать сценарий, потом слайды, а уже затем заниматься самим выступлением.
Шаг 1. Определяем цель выступления
Для начала необходимо четко осознать, чего мы хотим от аудитории. Это помогает не отходить от сути дела по мере работы.
Следующим пунктом определяемся с аудиторией. Тут хорошо работает модель ELM (модель вероятности сознательной обработки информации), по которой люди воспринимают информацию через два фильтра: мотивацию и экспертизу. Мотивация отвечает на вопрос «Интересно ли им это слушать?». Экспертиза спрашивает: «Могут ли слушатели понять то, о чем вы говорите? Хватает ли им знаний в конкретной области?»
Можно выделить четыре типа слушателей:
— Низкая мотивация, низкая экспертиза. Почти любая многочисленная аудитория относится к этой категории. Им прежде всего важны развлекательные элементы, которые повышают мотивацию. С ними придется начинать с шутки или забавного случая по теме выступления, чтобы они согласились послушать вас дальше. Большую часть выступлений TED начинают именно с развлечения: например, спикер рассказывает душещипательную историю из детства, которая как-то связана с тем, почему он сегодня на сцене.
— Высокая мотивация, низкая экспертиза. Зачастую это слушатели, которые заплатили за то, чтобы послушать вас. Попытка развлечь такую аудиторию вызовет негатив: эти люди не хотят впустую тратить время, они ждут ценной информации. Тут хорошо подойдет формат лекции. С такой аудиторией можно сразу начинать с сути, без предисловий, и им будет окей.
— Низкая мотивация, высокая экспертиза. Аудитория, которая отлично разбирается в теме, но совершенно не настроена слушать. Они считают, что уже и так все знают. Первоочередная задача — замотивировать их. Мотивация бывает двух видов: позитивная («ты что-то приобретешь») и негативная («ты что-то потеряешь»). Теория перспектив нобелевского лауреата Даниэля Канемана, показала, что негативная мотивация в 2 раза эффективнее, чем позитивная. Поэтому начать можно с негативных аргументов: «вы сейчас решаете задачу Х при помощи инструмента Y и на этом теряете Z». Как только ваши собеседники переварят эту информацию, можно начинать «информировать».
— Высокая мотивация, высокая экспертиза. Самая малочисленная категория: CEO, совет директоров и т.п. Не надо читать им лекцию — лекция предполагает, что они «ненастоящие волшебники». Не стоит «продавать им что-то» — у них полно мотивации, они любят сами принимать решения. Будьте готовы, что такие слушатели будут перебивать, задавать вопросы и комментировать. Выступление перед такой аудиторией неизбежно превращается в диалог. Но именно в диалоге вы можете помочь им принять правильное для них решение. Ваша задача — задавать им свои вопросы и отвечать на их вопросы. Если вы поможете им принять решение, то они купят сразу много и пришлют к вам всех своих знакомых.
Шаг 2. Прорабатываем сценарий
Переходим к структуре. Для развлекательной или мотивирующей презентации подойдет структура сторителлинга:
— Нейтральное или даже позитивное вступление: объясняем, кто мы, что за тема, почему именно о ней стоит поговорить сегодня.
— Негативная мотивация: заявляем о проблеме и показываем, к чему можно прийти, решив ее. Тут и начинается основная часть презентации — последовательность шагов по выходу из кризисной ситуации.
— Далее резюмируем, подводим итоги, продаем продукт или идею.
Иллюстрация схемы сторителлинга
Для информирования аудитории подойдет другая модель — пирамида Минто. Начинаем с главного, ключевого вывода, а затем вводим аргументы для его обоснования.
Здесь стоит сделать первый быстрый прогон. По памяти излагаем историю другу, члену семьи или даже мягкой игрушке. Это поможет понять, хорошо ли прослеживается нарратив.
Шаг 3. Конкретика
Все общие фразы и оценки должны быть заменены конкретными аргументами: историями, кейсами, статистикой или экспертным мнением.
Пример общей фразы: «цены резко выросли». «Цены выросли на 200%» — это уже конкретика.
Практический совет: Если мысль нельзя заменить на конкретику или проиллюстрировать примером, то, возможно, будет лучше вообще исключить ее из презентации.
Шаг 4. Черновые слайды
Создайте черновые слайды с минимумом текста и иллюстраций для второго прогона. Не задумывайтесь об оформлении, эти слайды — лишь полезные подсказки, которые помогут вам не сбиться в процессе полноценного рассказа.
Шаг 5. Делаем слайды
Для работы со слайдами я рекомендую модель «Колода — слайды — колода»:
— На уровне колоды (все слайды вместе) в зависимости от аудитории определяем, какое количество информации размещать на слайдах.
— Каждый слайд строим по принципу утверждение-доказательства — это делает слайды на 40% понятнее для аудитории, согласно исследованию «How the Design of Presentation Slides Affects Audience Comprehension: A Case for the Assertion-Evidence Approach», J. Garner, M. Alley (2013).
— Возвращаемся к колоде. Убедитесь, что вся презентация выполнена в едином стиле, но избегайте нескольких одинаковых слайдов подряд.
Варианты компоновки слайдов для создания ритма и многообразия
Подробнее о подготовке слайдов можно прочитать в нашей статье.
Шаг 6. Генеральная репетиция
По возможности лучше сразу репетировать с проектором, имитируя условия выступления перед залом. Роль аудитории могут сыграть, например, мягкие игрушки. Во время генерального прогона сканируйте воображаемую аудиторию взглядом, не задерживаясь в одной точке надолго. В реальных условиях такой подход поможет отслеживать реакцию слушателей. Будет достаточно провести 2–3 полноценных репетиции.
Шаг 7. Выступление
Итак, презентация готова, осталось грамотно подать ее слушателям. Вот несколько советов для успешного выступления перед публикой:
— Как на генеральной репетиции, следите за обратной связью в формате визуального контакта с аудиторией.
— Выступаете со своим ноутбуком? Для удобства включите режим докладчика.
— Прийти на выступление стоит заранее. Тогда у вас будет время, чтобы посмотреть на слайды с ближних и дальних рядов, проверить вывод звука с ноутбука, прочувствовать обстановку в аудитории и справиться с волнением.
Практический совет: При возникновении технических накладок ни в коем случае нельзя выходить из себя и ругаться на организаторов. Не работает микрофон? Скажите об этом зрителям, а потом уважительно и вежливо позовите организаторов. Для аудитории организаторы такие же люди, как и они — по тому, как вы обращаетесь с другими, они судят, как вы будете обращаться с ними.
Еще несколько полезных рекомендаций
1. Не стоит начинать выступление с перечисления своих регалий, дипломов, сертификатов и т.д. Хвастовство отталкивает слушателей. Лучше попросить того, кто вас пригласил на эту конференцию, представить вас публике. Некому вас представить? Окей, задайте вслух вопрос в аудиторию: «Кто я такой, чтобы читать вам лекцию о... [тема вашей презентации]?» Обоснуйте ответ через ваш релевантный опыт и регалии.
2. Если не знаете, как ответить на вопрос по вашей теме, то:
а) Признайте, что вы, возможно, не знаете точного ответа: «Я не думаю, что знаю исчерпывающе точный ответ на этот вопрос».
б) Скажите, что знаете: «Но вот что я могу сказать...».
в) Если этого было мало, то порекомендуйте книгу или эксперта, к кому можно обратиться. Если вы и есть тот самый эксперт, то возьмите контакт задавшего вопрос и пообещайте связаться с ним, когда узнаете ответ.
3. На мой взгляд, самое сложное в защите презентаций — это найти и выстроить такую последовательность доказательств, которые не похоронят желание человека слушать их и воодушевляться. Помните, что из всех видов доказательств — логика, кейсы, статистика, экспертное мнение — статистика лучше убеждает, а кейсы лучше мотивируют. Идеальная комбинация — показать успешный кейс и подкрепить его статистикой.
Источники информации для сбора доказательной базы. Обязательно проверяйте информацию, если используете искусственный интеллект!
Техники для снижения уровня волнения
1. Если вы волнуетесь, пригодится техника «лицо в воду» («эффект ныряльщика»). Погружение лица в воду снижает пульс, и автоматически — волнение. Необязательно окунать голову целиком, достаточно несколько раз умыться холодной водой.
2. Если вода не подходит, используйте EFT tapping. Постукивание по определенным точкам тела в течение 5 минут поможет отвлечь мозг от волнующих мыслей. Есть научные доказательства, что это работает.
3. Наконец, самое эффективное средство по борьбе с волнением, но не самое быстрое — приложения VR. Это подтверждает мета-анализ 2022 года «A meta-analysis of the effect of virtual reality on reducing public speaking anxiety». Достаточно 6 сессий по 37 минут в одном из приложений, имитирующих живую презентацию, чтобы у вас снизилось регулярное волнение от предстоящего выступления на публику. Приложений масса: Virtual Speech, Speech Center VR, Virtual Orator, #BeFearless (Samsung App).
Научитесь создавать убедительные презентации, защищать свои идеи и грамотно реагировать на критику на интенсиве Британки «Мастерская: от слайдов до дебатов».