Как возрастная психология влияет на разработку игрового пространства
У игрового пространства есть определенная функция, поэтому его разработкой должны заниматься люди не только с архитектурными, но и со специфическими знаниями. В России и в некоторых других странах считается, что игровые пространства создает вообще не архитектор — он лишь выделяет под них место, — а какой-то другой специалист, который просто наполняет их оборудованием, как спортзал тренажерами. Сегодня это восприятие отходит на второй план: игровое пространство не воспринимается как место, где нужно только расставить объекты, — теперь это место, в котором должна быть какая-то история, сюжет с конкретной линией повествования. Это круто. Я вижу большой прорыв в развитии игровых пространств в России за последние 10 лет.
В нашей работе нужно понимать технологию игры — в этом, конечно, разбирается психолог, но сделать само пространство он не может, поэтому возрастную психологию должен знать и архитектор. От особенностей каждого возраста зависит, как правильно расположить объекты, завязать передвижение ребенка по площадке, грамотно пересечь транзиты, придумать образ и т.д. Например, мы с коллегами все объекты сначала разрабатываем с психологом.
Объясню, зачем архитектору эти знания. Малышам до трех лет нужно, чтобы на площадке обязательно были укрытия. Они любят ютиться, прятаться, играть в домик или магазинчик. Подросткам это вообще не надо. Ни одному 12-летнему пацану не нужно гнездо как укрытие. Ему нужно скорее место, откуда можно всех видеть, а его незаметно, наблюдательный пункт. Это базовые принципы. Почему детям строят песочницы? Потому что им нужны материалы, из которых можно что-то создать, улучшающие мелкую моторику, благодаря чему развивается мозг. Мы в «Чехарде» исповедуем, что любое пространство должно развивать.
Эко-эстетика vs эксперименты с цветовой композицией: что выбрать?
Еще одно важное качество, если вы занимаетесь дизайном игровых пространств, — фантазия. Одно дело — чертить планировочные решения, оперировать обычными строительными понятиями, а другое — создавать образы. Одни из самых ярких представителей нашей области — это Monstrum, ребята из Дании, которые вообще изначально были декораторами. Они вышли из театра, и это оставило отпечаток на их площадках. Во главе угла у них всегда образ, причем образ определенный. Можно делать, как они, а можно делать образы более размытыми, учитывая свободу игры, додумывание и развитие фантазии у детей. Лично мы любим добавлять этнические мотивы, мифы разных стран, будь то логово дракона или пещера в горе с лесными гостями. Идею можно упаковать в определенные формы, строительные материалы, подогнать под ГОСТы, но начинать с технических регламентов — ошибочный путь.
Ребенка легче всего увлечь удивлением, поэтому необычные формы на детской площадке — тренд. Что касается цветов и их обилия, то в датских школах отдают предпочтение монохромности. Их учат тому, что более трех цветов негативно влияет на психику ребенка: мозгу трудно воспринимать радугу. Несбалансированность — большая проблема, поэтому нужен один основной цвет и парочка дополнительных.
Наше бюро начинало с эко-эстетики. Архитектура природы — когда мы ищем красивые формы в изгибе дерева, ставим этот элемент как опору для качелей — все это кажется диким, лесным, непричесанным, в этом есть определенный дух.
Фото: детская площадка «Бюро Чехарда»
Потом мы стали использовать цвет, но аккуратно. Мы никогда не используем радугу, опираясь на исследования датских ученых, интуитивно понимаем, что радуга — это «вынос мозга» для любого ребенка. Невозможно обрабатывать так много равноправно размещенных цветов. Это основы цветовой композиции, которые знают все архитекторы и дизайнеры.
Развивающая функция детских площадок: как не допустить ошибок
При этом избежать ошибок очень трудно. В нашем бюро мы набирались опыта практическим путем. В 2016 году мы сделали площадку в Измайловском парке, где поставили прекрасную песочницу в расчете на детей младшего возраста, а рядом поставили лазалку для подростков — в итоге мы допустили промашку, потому что малыши стали чувствовать себя гостями, а не хозяевами. Мы изменили направление транзита для детей старшего возраста, и все стали довольны.
Вообще, смешение разных возрастов на площадке нужно, потому что именно так и работает самообучение. Взрослые заботятся о малышах, а малыши учатся, глядя на взрослых. Обмен опытом важен, но при этом у всех должно быть личное пространство. Детям иногда нужно уединение, а подросткам необходимо показать себя, повыделываться перед сверстниками.
Для малышей актуальны невысокие конструкции, для подростков нужны места, где можно подвигаться. Когнитивные способности человека развиваются только через тело, через изменение положения тела в пространстве, координацию в движении.
Социальная функция невероятно важна для подростков, поэтому площадка должна отвечать и этому критерию. Что же касается старших возрастов, то это сложный вопрос. Мы делали исследования с психологической кафедрой педагогического института. Но, думаю, найти единственно верный ответ не получится, потому что это уже маленькие взрослые со сложившимися процессами в голове, и все они очень разные.
Мы пришли к выводу, что подросткам нужен второй человек, с которым можно думать и играть. Сейчас мы делаем первый тестовый образец такого проекта. Мы назвали его FabLab — публичная лаборатория. Это как бы дворовая мастерская. Сейчас это 12-метровый морской контейнер, который переделан под лабораторию. Там есть маленький лазер, 3D-принтер, куча инструментов. И всегда есть хозяин этого места, потому что на самом деле подростки тяготеют к тому, чтобы искать авторитеты. Мастер занимается своими делами, но подросток может с ним общаться. Тут речь идет про энергию созидания, которая противоположна энергии разрушения, с помощью которой дети познают мир. Это физика, мы лишь меняем русло: подросткам предлагается некий челлендж и дается человек, который помогает его решить. Это правильная координация.
Фото: детская площадка «Бюро Чехарда»
В Дании есть такие площадки, они содержатся администрациями, так как это социальные проекты. Мы пытаемся то же самое реализовать в России.
Первый такой проект мы реализуем на Красной Поляне.
Открытие первой научной площадки в России и другие тренды
Сейчас есть тренд на разнообразие. Казань устала от дерева и говорит, давайте нам наоборот изощренные металлические формы, и мы гнем для них металл в трех плоскостях. Я даже не знала, что мы так умеем. Работали в цеху со станками, с инженерами, которые подбирали трубы. Материал может быть любой, главное — сложные конструкции.
Другой тренд — это классный сценарий. Стали популярны квестоподобные истории с добавлением технических фишек.
Меня мотивируют научные площадки. Мы принимаем активное участие в программе по строительству научных детских площадок в рамках десятилетия науки и технологий до 2032 года, которая объявлена по всей России. Теперь строятся научные детские площадки, на которых ребенок может не только играть физически, то есть через физику развивать свой мозг, но еще и по ходу игры ловить всякие факты о физике, изучать биологию.
Год назад мы открыли первую научную площадку в Сочи. Тема — вода. Было сложно рассказать что-то, ведь не факт, что ребенок умеет читать. Так что мы поставили себе цель: через движение ребенка рассказать ему какой-то факт. Не просто: «А ты знаешь, что формула воды — H2O?» Ребенку без разницы, какая у нее формула. Мы придумали другие способы, например, при спуске с горки ребенка встречают QR-коды, которые ведут на страничку с познавательными фильмами. А дополнительно добавляются факты: «А знаешь, что твоя скорость при спуске с горки равна скорости ската в море?» и т.д.
Фото: детская площадка «Бюро Чехарда»
Моя любимая территория на этой площадке посвящена кавказскому заповеднику. Мы часто берем деревья, вынимаем аккуратненько самые интересные по геометрии экземпляры, сохраняя их ветки, переворачиваем их на 180 градусов вверх-ногами — у нас получаются различные интересные формы животных. Такие же огромные деревья мы поставили и там.
Из текущих проектов я бы назвала последний этап конкурса площадок для парков города Эль-Рияд в Саудовской Аравии. У них был классный бриф, который предполагал работу с реальными художниками. Делая эти пространства, мы поняли, насколько важен именно архитектор в процессе создания игрового пространства. Поняли, что художники могут дать смыслы, концепцию, но не могут сделать игровую конструкцию, которой можно пользоваться. На первом этапе мы предлагали 50 решений — в шорт-лист попали 10.
Сейчас мы прорабатываем уникальный проект парка и детского центра нового времени. В его концепции мы соединяем все знания и архитектурные решения по игровым пространствам. Мы хотим, чтобы этот проект был реализован в самых крупных туристических кластерах нашей страны. Уникальность его в том, что там продуманы сценарии отдыха и развития для всей семьи. Мы верим, что наши «миры Чехарды» будут укреплять семейные ценности и создавать новое направление игрового туризма в России.
Фото обложки: детская площадка «Бюро Чехарда»
Научиться создавать уникальные детские площадки и получить знания, необходимые востребованному специалисту, можно на программе «Дизайн игровых пространств».