Полезные слайды = внимание аудитории
Хорошая презентация помогает понять спикера, а плохая — лишь нагоняет скуку: глаза разбегаются по ярким слайдам, пока мозг пытается обработать текст. Ниже — 6 советов, как создать понятную и эффективную презентацию для бизнеса, брендов и стартапов.
Совет № 1. Создавайте слайды для сканирования, а не для чтения
В своей книге The New Topography дизайнер Ян Чихольд писал, что если раньше люди спокойно и с расстановкой читали строчка за строчкой, то сейчас принято быстро пробежаться по информации, «сканируя» текст. Презентации — это те же афиши, постеры или билборды, мимо которых мы проходим ежедневно. Поэтому слайды нужно делать для сканирования, а не для чтения.
На первом уровне сканирования читатель обращает внимание на ключевые моменты, а уже после переходит к следующим. Расставляя акценты по этапам, можно управлять вниманием аудитории — тогда сканирование пройдет так, как задумали вы: от первого уровня к финальному.
Совет № 2. Сопоставляйте количество информации с объемом аудитории
Чем больше людей слушают выступление, тем проще слайд — универсальная формула. Слайды с объемной информацией и мелкой графикой можно показывать на аудиторию в 5 человек, но если презентация проходит на 10 и более слушателей, изображения стоит делать крупнее, а текст — короче и проще. Для выступлений где-нибудь в «Олимпийском» работают только простые слайды с красочными образами и минимальным количеством графики и диаграмм — иначе их просто не прочитают с галерки.
А если презентация онлайн?
Тогда нужно четко определить аудиторию. Например, по системе ELM — модели вероятности сознательной обработки информации, по которой люди воспринимают информацию через два фильтра: мотивацию и экспертизу.
В таком случае можно выделить четыре типа слушателей (подробнее о каждом — в статье Британки):
- с низкой мотивацией и низкой экспертизой — такой аудитории подойдут самые простые концепции, примеры и иллюстрации;
- с высокой мотивацией и низкой экспертизой — можно использовать списки или структурированные слайды с короткими предложениями;
- с низкой мотивацией и высокой экспертизой — текст лучше подавать тезисно, подкрепляя его иконками/образными иллюстрациями;
- с высокой мотивацией и высокой экспертизой — готовы к серьезной и объемной информации на слайдах.
Совет № 3. Помните о принципах дизайна слайдов
Презентации подчиняются тем же правилам, что и любые объекты графического дизайна. Но свои тонкости все же есть — они нужны, чтобы удерживать внимание зрителя и делать акценты на важных деталях.
При создании слайдов достаточно следовать трем принципам:
- Структура. Стройте слайд как дерево: от главного к второстепенному. Так вся информация будет легче восприниматься и запоминаться аудиторией.
- Контраст. Он работает на визуальный интерес и концентрацию внимания слушателя и помогает понять, что главное, а что — второстепенное. Например, основные тезисы можно выделить черным, а вторичные — серым.
- Целостность. Удаляйте все лишние детали: избыточные обводки, заливки, стрелки и прочий декор. Основной приоритет — ясность, а не украшательство.
Подробнее об оформлении презентаций читайте по ссылке.
Совет № 4. Укрупняйте фотографии
Основная задача фотографий на слайдах — передавать эмоции. И чем больше изображение, тем шире эмоция. Фотографию можно обрезать и вытащить за край слайда или максимально растянуть ее размер.
Если картинка низкого разрешения и при увеличении начинает пикселить, используйте сервисы, которые улучшают качество фото: например, picwish.com.
Совет № 5. Говорите на языке диаграмм
Диаграммы круче скучных цифр. Они оживляют данные, делают их понятнее и ярче, а с их помощью можно легко выделить важные моменты и увидеть общую картину — к тому же, аудитория их проще воспринимает и запоминает.
Диаграммы можно сопровождать фотографиями или иллюстрациями: сгенерируйте в нейросети изображение, которое будет объяснять, о чем диаграмма. Например: к графику о снижении кадровой текучки можно поставить фотографию увольняющегося сотрудника.
Один из хороших примеров ясной и лаконичной диаграммы — в презентации Tesla об экономике энергетики. В ней показано, что цена полностью возобновляемой энергетики — это 60% от инвестиций в текущие источники.
Вот, что можно в ней улучшить:
- выделить фразу «60% от инвестиций» тем же контрастным цветом, что и «$10Т», чтобы читатель сразу видел взаимосвязь;
- подписать каждое деление: газ, уголь и масло.
Научиться делать презентации, которые продадут любую идею, вы сможете на интенсиве Британки «Мастерская: от слайдов до дебатов». За 5 недель вы научитесь управлять вниманием публики, станете увереннее вести переговоры, общаться с клиентами и партнерами и поймете, как выгоднее преподносить достоинства своего продукта аудитории.