— Как выглядит обычный день галериста?
— День галериста — это 24 часа практически непрерывной работы. Галерея требует постоянного внимания и участия, нужно быть постоянно включенным в процесс. Работы много, в том числе рутинной: это и решение проблем, связанных со стратегией развития галереи, и оперативные вопросы. Я уже не помню, когда полноценно мог отдохнуть в последний раз. Так что если планируете галерею, будьте готовы к тому, что свободного времени у вас будет совсем немного.
— Так ли необходимо галерее свое пространство?
— Сейчас это требование уже не является обязательным, можно, например, проводить pop-up выставки в разных пространствах. Но я придерживаюсь мнения, что свое пространство необходимо для того, чтобы последовательно претворять в жизнь концепцию галереи, давать художникам галереи возможность показывать свои работы и реализовывать новые проекты. Конечно, сейчас галерея может существовать исключительно онлайн — технологии развиваются стремительно, и если вам хочется работать с цифровым искусством, то и такой вариант вполне жизнеспособен.
— Сколько художников должна представлять галерея?
— Не существует каких-либо нормативов. Но не нужно бездумно раздувать пул художников. Я не устаю повторять, что главная задача галереи — это прежде всего развитие художника, его карьеры. Успешность галереи напрямую зависит от успеха художников, которых она представляет. И здесь нужно понимать, насколько у вас хватает ресурсов для построения полноценных партнерских отношений с художниками.
— Основные hard skills и soft skills галериста?
— Галерист — классический пример специалиста с Т-образными компетенциями. Нужно обладать экспертизой в области искусства, быть погруженным в контекст, понимать законы, по которым функционирует арт-рынок, быть в курсе трендов и тенденций, а также разбираться в маркетинге, PR, финансах, бизнес-процессах. Открытие галереи — это по сути запуск стартапа, и, особенно на первых порах, нужно быть готовым многое делать своими руками. Для галериста очень нужны коммуникативные навыки — общаться придется много: с коллекционерами, партнерами, спонсорами, художниками, кураторами.
— Стоит ли открывать галерею в 2021 году?
— Я думаю, да. Но только в том случае, если вы действительно любите искусство, и оно является для вас драйвером, который будет двигать вас вперед. Нужно понимать, зачем вы это делаете. Арт-бизнес сложен и непредсказуем и требует постоянных инвестиций, не только денежных, но и времени. Надеяться на быструю прибыль при открытии галереи будет ошибкой.