— С чего все началось: как и почему ты решила заниматься маркетингом и брендингом?
— Наверное, все началось с того, что я с детства люблю рекламу. Просила иногда родителей не переключать канал, когда начиналась реклама, а они просто удивлялись, пожимали плечами и все равно переключали. Потом начала ходить на ночи рекламы в «35мм», когда он еще был жив, и вообще интересоваться этой темой, крутыми кейсами, премиями.
И так вышло, что на втором курсе университета я начала работать бренд-менеджером фестиваля ирландской культуры в Москве Irish Week, хотя училась я на журналиста. Там я как раз занималась, как я сейчас понимаю, позиционированием бренда фестиваля и коммуникациями. Тогда я не знала, как это делается, делала интуитивно, как говорят, то есть на коленке. Ну и тогда я начала задумываться о том, что бренд — это больше, чем визуальная какая-то часть, это в первую очередь смыслы, которые кто-то туда закладывал — и потом люди осознанно или не очень считывают. И мне очень хотелось стать этим кем-то.
— В какой момент возникло желание получить образование именно в Британке?
— Про Британку я знала давно, я проходила мимо нее каждый день, потому что работала в соседнем здании. Но я как-то всегда думала о ней как о месте для более творческих направлений: дизайн, кино и так далее. А после того как моя подруга, а в дальнейшем и член команды Даша Шкуренко отучилась в Британке на интенсиве, я узнала, что там есть и курс по маркетингу. И так как мне всегда казалось, что Британка — это круто, и многие мои знакомые учились там на разных направлениях, я пошла.
— Какое было первое впечатление от программы, когда началась учеба?
— Поначалу была куча энергии, хотелось сделать все и как можно быстрее, всем показать. Мы командой как-то сразу взялись за дело, тратили кучу времени и энергии на вещи, которые не всегда были нужными. Но сейчас понимаю, что если бы не этот объем проделанной работы, то не было бы лучшего проекта, так что все не зря.
— Возникали ли трудности в процессе обучения? Если да, то как удавалось их преодолеть?
— Самое сложное — это тайм-менеджмент. Каждый день на проект я лично тратила от двух до пяти часов, это отнимало время от личной жизни. У нас не было в прямом смысле выходных, потому что мы занимались вечерами и по субботам, а в воскресенье были занятия в Британке. И для нас это был настоящий марафон. Помогали здесь только близкие, которые поддерживали и просто понимающе молчали, когда было нужно. Ну или говорили — в зависимости от ситуации.
— Какой самый интересный проект, над которым вы работали в рамках учебного процесса?
— Алтай, конечно. Ни один бизнес не сравнится с масштабами целой республики. На Алтае речь не про процессы, не про сотрудников, а про жизни людей, про привычный уклад, про традиции, про природу и экологию. Там тысячи вещей, которые нужно учитывать, сотни стейкхолдеров, десятки тысяч возможностей, рисков. И при всем при этом нужно как бы перепридумать целый регион, увидеть в нем самое важное, сохранить это, очень бережно упаковать и преподнести аудитории: той, что уже хорошо знакома, и той, что еще нет.
— Расскажи подробнее о вашем командном проекте.
— Наш проект — «Разработка маркетинговой стратегии развития туризма в Республике Алтай». Говорят, что территориальные проекты в Британке самые сложные — и понятно почему.
В России туризм, как выяснилось, не умеет пока считать, и приходится работать с очень приблизительными данными, считать многое самостоятельно и временами работать вслепую. Чтобы заполнить эту лакуну, мы поговорили с десятками экспертов, у нас было огромное количество глубинных интервью, три количественных исследования. Любимая наша история и нашего куратора курса Андрея Пуртова — про то, как мы раздавали анкеты в самолете в Горно-Алтайск (столица Республики Алтай) и обратно. Прямо вставали в проходе и шли по рядам с ручками и листочками.
У нас было несколько идей, которые мы начинали прорабатывать, и для туристов, и для бизнеса на Алтае. Долго работали над продуктом-маркетплейсом местного туристического бизнеса, но в итоге отказались от этой идеи. В итоге перешли к проработке другого продукта, который и показали в финале: это такая система вездеходных шаттлов в Республике Алтай, которая называется «БарсБас». Шаттлы ходят по заранее составленным маршрутам и работают по системе hop-on hop-off, то есть путешественник, имея билет, может сесть на автобус в любой точке и сойти с него. Помимо этого, мы разработали новый брендинг для Республики Алтай. И еще одним нашим ключевым решением была коммуникация для Горного Алтая (то есть Республики Алтай, но не Алтайского края) как направления. Мы придумали словосочетание, которое может быть сутью бренда, названием рекламной кампании или даже большой идеей — это «Путешествие к себе». То есть Алтай — место, в котором есть десятки способов провести время: спокойный отдых в крутом отеле, SPA, дикий или экстремальный отдых, погружение в культуру (выбирай любую, их там несколько), поиск древних петроглифов на скалах или просто наблюдение за природой, которая тоже меняется на Алтае каждые 100 километров. Мы увидели, что кем бы ты ни был и чего бы ты ни искал, на Алтае найдется эта дорога для каждого.
— Какие ключевые этапы развития карьеры случились после завершения учебы? Чем занимаешься сейчас?
— На работе уже есть изменения, мне предложили должность, связанную с маркетингом и развитием бизнеса в рамках нашей компании.
— Что из знаний и навыков, полученных в Британке, тебе помогло добиться текущих результатов?
— Пока рано делать выводы, но, думаю, работа с людьми и понимание, что такое настоящая команда, мне точно помогут в будущем, не говоря уже о маркетинговых инструментах. Но команда важнее.
— Какой важный совет ты бы дала студентам, которые только начали свое обучение?
— Наверное, два совета. Первый: самое важное — отношения в команде. Нужно слушать и уважать друг друга, сохранять добрые отношения во что бы то ни стало, иначе те мизерные силы, которые останутся под конец, будут расходоваться не на завершение работы, а на разборки и конфликты. Нам очень друг с другом повезло в команде, и у нас не было ни одной большой ссоры. Расхождения во взглядах на проект были, но это все нормальный рабочий процесс, все решалось быстро и безболезненно.
Второй: не берегите силы в начале, используйте этот кураж и восторг от нового для работы над проектом. Чем больше задел в начале, тем проще будет потом. Дальше сил будет меньше, а того, что надо сделать (или переделать), больше.
Команда:
Дарья Прохорова (капитан), Константин Гридасов, Иванна Сироткина, Дарья Шкуренко