© 2025 БВШД
Оксана Смирнова пришла в Британку работать менеджером по связям с индустрией — она подбирала брифы от компаний-партнеров для студентов, чтобы те могли учиться на реальных кейсах. В какой-то момент она сама захотела получить знания в сфере UX-дизайна. Так она «переквалифицировалась» в студентку и попала на программу «UX/UI-дизайн».
Во время учебы Оксана работала над проектами для Сбербанк Онлайн, ВК и Sravni.ru, а потом присоединилась к команде SberDevices по совету ментора.
Я окончила филфак МГУ, отделение западноевропейских языков и литературы. С третьего курса университета начала работать менеджером проектов, в том числе координировала разработку цифровых продуктов. Дизайнеров в команде у нас не было, а с дизайн-агентством не хватало плотного взаимодействия. Поэтому я сама полезла в проектирование: стала изучать Figma, читать статьи от дизайнеров и ресерчеров на Medium, смотреть записи конференций. Узнала для себя две важные буквы «UX» и почувствовала, что в мой обычный рабочий сценарий «услышать бизнес-идею —> написать ТЗ на разработку» никогда не умещались нужды и «хотелки» пользователя. Тогда же впервые услышала выступления Алины Ермаковой из SberDevices. UX-дизайн оказался областью вечно неудовлетворенного любопытства: ты исследуешь пользователя с разных сторон, настолько глубоко, насколько хватает ресурсов, и сложившееся понимание воплощаешь в удобных для людей интерфейсах.
Дальше были интенсивы, курс по Human Computer Interaction с практическими занятиями, буст с проектированием продукта от идеи до презентации решения. Пробовала интегрировать новый дизайн-процесс в свою работу менеджера.
После 2022 года разработка цифровых продуктов в компании притормозилась — нужно было заняться другим проектом, который не вызывал у меня вдохновения, и я перешла на работу в Британку — менеджером по связям с индустрией. Суть заключалась в том, чтобы на программах факультета коммуникационного дизайна студенты обучались на «живых брифах» — реальных задачах от индустриальных заказчиков. В мои обязанности входили поиск этих брифов и координация каждого такого проекта. Я и сейчас уверена, что это самая интересная работа, которую только можно придумать. Меньше чем за год мы сделали несколько выставок, дизайн-митап, десяток дизайн-проектов для разных заказчиков — Иви, Суперметалла, Бауманки, Л’Этуаль и других.

«UX/UI-дизайн» был одной из программ, с которыми я работала. В 2023 году я с командой организовывала финальный питчинг проектов студентов этого курса. День защиты был настоящим праздником, я с отвисшей челюстью смотрела на выступления выпускников. Если вы посмотрите их в записи, то вас удивят глубина проработки, логика и качество питчинга.
Я тогда подумала, что рано отказалась от возможности заниматься проектированием. Спустя пару месяцев я собирала уже новый поток студентов на экскурсию в SberDevices, где Алина Ермакова рассказывала про продукты и исследования, которые лежат в их основе, — с живыми кадрами с тестов и прототипами устройств. Вернувшись домой, я всерьез подумала пойти учиться вместе с ребятами текущего потока. Больше всего привлекала возможность напрямую работать с людьми из индустрии: за твоей работой будут наблюдать дизайн- и арт-директора, нанимающие дизайнеры и ресерчеры. Ну и вайб офиса SberDevices сыграл свою роль — с огромным количеством зелени, теплым светом, парящими переговорками. «Несколько месяцев и, глядишь, буду в Сбере», — написала я тогда в шутку в своем маленьком канальчике.
В конце октября я стала студенткой курса.

Процесс обучения для меня был преодолением ради мечты. Продуктовая разработка — это командная работа, и нужно было находить общий язык с ребятами, каждый из которых со своими образом мыслей, целями и привычками. С первых занятий стало понятно, что нужно будет учиться проявляться, высказывать свое мнение, брать на себя ответственность, открыто говорить о проблемах, где-то уступать. Меня порадовало, что на программе уделяют время командообразованию — это помогает растопить лед между совершенно незнакомыми людьми.
Кураторы находили нужные слова, чтобы ты не опускал руки. На курсе есть система менторства: в зависимости от модуля к каждой команде привязаны один или два ментора. Мне здесь очень везло: Вика Стрелец (мой ментор на первом и третьем модулях, на тот момент исследователь SberDevices) очень помогала нам и методологически, и стратегически, была на связи днями и ночами, перерабатывала с нами неудачные решения. Менторы Лера Каргина и Маша Шилова выручали на втором модуле, — поддерживая во время командных конфликтов и ночных бдений перед питчингами.

Мне было непросто совмещать учебу с работой. Делать проект в Британке — как еще одна работа фултайм. На третьем модуле мы несколько раз даже не ложились спать: я приезжала в пятницу домой, мы собирались с ребятами в зуме делать проект и в шесть-семь утра расходились, чтобы привести себя в чувство и стартануть в Британку на очередной субботний просмотр. Я знаю, что другим командам удалось обходиться без таких жертв, но для этого нужно грамотно расставить приоритеты.
Британка дает опыт работы с максимальной степенью неопределенности. Бриф может звучать как «есть сервис / фича Х — расширьте сценарии его использования». И твоя задача понять, как X с неизвестной ценностью сделать привлекательным для аудитории, которую тоже предстоит определить. Ты учишься широко смотреть на продукт, на контексты, с которыми он потенциально может быть связан, и ищешь потребности пользователей в этих контекстах. В реальной работе часто нужно расширять поставленную задачу: будь это юзабилити-тесты макетов, наскоро нарисованных командой, тебе важно завершить тесты с пониманием пользовательского пути, а не только списком интерфейсных правок. Часто бывает так, что самая критичная проблема не в непонятной кнопке внутри фичи, а в неестественной точке входа в эту фичу.

На каждом из трех модулей мы работали над реальными задачами. На первом модуле думали над расширением сценариев использования геокарт в СберБанк Онлайн. На втором — искали решение для суммаризации групповых чатов ВК. На третьем, финальном, разрабатывали концепт присутствия компании Sravni.ru в офлайне.
Примерно в середине второго модуля мой ментор Вика Стрелец начала искать к себе в SberDevices еще одного исследователя. Конкретно в команду B2C-сервисов на базе сберовской нейронки GigaChat. Вика предложила мне попробовать. Я сделала тестовое задание и прошла интервью с Алиной Ермаковой, возглавлявшей в тот момент команду исследователей «девайсов».
В апреле исполнился год, как я часть UX Research Team. Мне все еще интересны все задачи, я узнаю много нового и продолжаю учиться, кайфую от команды и все так же считаю переговорку дизайна и ресерча теплой и поддерживающей.
Я вижу перспективы в профессии UX-исследователя. Во-первых, конкуренция сейчас строится во многом вокруг качества пользовательского опыта, значит, нужны способы этот опыт оценивать и улучшать. Во-вторых, появляются инновационные продукты и сервисы, в которых еще нет четких гайдлайнов для проектирования. Какой бы сильной ни была технология, она не станет востребованной, если ей невозможно пользоваться или ее ценность непонятна. Поэтому навыки UX-исследователя востребованы в проектировании цифровых, физических продуктов, клиентского сервиса и даже пространств. Причем не только там, где мы имеем дело с рациональными потребностями, но и в продуктах «экономики внимания», например, в играх и на контент-платформах.

Преимущество получат те специалисты, которые смогут предоставить наибольшее количество вариантов решения задачи в сжатые сроки. Именно поэтому сейчас я продолжаю набираться опыта, пробуя все новые и новые методы исследований. Стараюсь ускоряться в проверке гипотез, чтобы приносить продукту больше пользы. Это в том числе получается за счет плотного общения с нейросетками — мы с ними брейнштормим идеи, формулируем планы и методологии исследований, анализируем бенчмарки. Надеюсь, что через несколько месяцев получится сделать свой рабочий процесс в разы эффективнее.
105120, Россия, Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
© 2025 БВШД