О программе
Художник-сценограф придумывает и воплощает в реальность миры: создает декорации и костюмы к сценическим проектам, а также придумывает тотальное визуальное решение сценического действия. Он одновременно и дизайнер, и архитектор, и художник по свету, и визуальный драматург, и мультимедиа художник.
Сценография — это синтез искусств, где архитектура, современное искусство, световой и мультимедиа дизайн встречаются со смыслами, текстом и звуком. Уникальность курса в России — в актуальности, скорости погружения и реальной практике. За год обучения студенты получают обширный объём знаний о современной сценографии, создавая трамплин для дальнейшего развития.
Программа дает навыки, применимые в разных областях, связанных с работой с пространством: от спектаклей и перформансов до инсталляций современного искусства, показов мод, концертов и музейных экспозиций. Мы концентрируемся на живых проектах, где проводим студентов от эскизов и создания концепции, до полной реализации и встречи со зрителем. Студенты учатся работе со светом, пространством, конструкциями и пониманию взаимодействия с творческой командой, как строится работа с режиссерами, хореографами и актерами.
Для кого:
Мы ждем на программу практиков из разных областей искусства с различной базовой специализацией: художников, архитекторов, перформеров, видео- и мультимедиа-художников. Сочетание уникальных и разносторонних творческих личностей в пространстве курса дает почву для обмена опытом и обогащении знаний друг друга. Программа также будет полезна для тех, кто хотел бы освоить специфику и научиться работать с пространством в разных направлениях перформативного искусства. Она даёт мощную перезагрузку и полную творческую свободу.
Карьерные возможности после окончания обучения:
- художественная постановка (сценография) в театре, на ТВ-шоу, фестивалях, уличных шоу, в концертной деятельности;
- дизайн инсталляций в городской среде и пространствах;
- сценография выставочной экспозиции;
- художник по костюмам, художник-бутафор, реквизитор;
- арт-менеджмент.
Сценография — это синтез искусств, где архитектура, современное искусство, световой и мультимедиа дизайн встречаются со смыслами, текстом и звуком. Уникальность курса в России — в актуальности, скорости погружения и реальной практике. За год обучения студенты получают обширный объём знаний о современной сценографии, создавая трамплин для дальнейшего развития.
Программа дает навыки, применимые в разных областях, связанных с работой с пространством: от спектаклей и перформансов до инсталляций современного искусства, показов мод, концертов и музейных экспозиций. Мы концентрируемся на живых проектах, где проводим студентов от эскизов и создания концепции, до полной реализации и встречи со зрителем. Студенты учатся работе со светом, пространством, конструкциями и пониманию взаимодействия с творческой командой, как строится работа с режиссерами, хореографами и актерами.
Для кого:
Мы ждем на программу практиков из разных областей искусства с различной базовой специализацией: художников, архитекторов, перформеров, видео- и мультимедиа-художников. Сочетание уникальных и разносторонних творческих личностей в пространстве курса дает почву для обмена опытом и обогащении знаний друг друга. Программа также будет полезна для тех, кто хотел бы освоить специфику и научиться работать с пространством в разных направлениях перформативного искусства. Она даёт мощную перезагрузку и полную творческую свободу.
Карьерные возможности после окончания обучения:
- художественная постановка (сценография) в театре, на ТВ-шоу, фестивалях, уличных шоу, в концертной деятельности;
- дизайн инсталляций в городской среде и пространствах;
- сценография выставочной экспозиции;
- художник по костюмам, художник-бутафор, реквизитор;
- арт-менеджмент.
Уникальность программы:
Структура программы
Дисциплины
История Сценографии
Студенты познакомятся с историей архитектуры и сценографией античного и западноевропейского театра. Он охватывает период от древнегреческой трагедии до конца ХХ века. На занятиях речь пойдет о том, как в разные исторические периоды театр превращался то в место презентации новых технологий, то скрупулёзно воссоздавал среду, или же, наоборот, пользовался возможностями свободного от декораций и бутафории пространства сцены. Развитие сценографии и театральной архитектуры будет рассмотрено в более широком контексте истории театра.
Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней. Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.
Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино, инсталляциям и всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов,
макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.
Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом — макетом сцены, другая — на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка — использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.
Технология сценического производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных традиционных и современных театральных технологий. Большое внимание отводится подготовке проектной документации — эскизов, чертежей, технических описаний.
История современного танца
Курс разработан с учетом специфики направления факультета: мы рассматриваем не только основные вехи развития хореографии 20 века, но вместе с этим делаем существенный акцент на развитие сценографии современного танца.
На многочисленных видео примерах мы разбираем работы известных хореографов, экспериментирующих с пространством для выступлений, например Лой Фуллер, Элвин Николай, Триша Браун, Филипп Декуфле и др. Изучая примеры таких творческих коллабораций, как Марта Грэм и Исаму Ногучи, Мерс Каннингем и Роберт Раушенберг, Анжелен Прельжокаж и Энки Билал и других, студенты курса могут лучше понимать суть работы с хореографами и воплощать свои замыслы в реальной работе с танцем.
Основы режиссуры и актерского мастерства
Все занятия проводятся на основе конкретного драматического материала. Будут рассмотрены режиссерские школы ХХ-ХХI вв., разбор драматического текста, метод действенного анализа. Практика импровизации.
Современное искусство
Рассказывает об основных понятиях в сегодняшней теории и практике современного искусства. Они влияют как на описание работ и культурного ландшафта, так и на методы самих художников. Ответим на вопросы: как развивалось понятие «культурной индустрии», «курирования», «институционализма» и, главное, самого «искусства» и «современности»?
Основной акцент будет сделан на периоде, который принято характеризовать как постсоциализм (ситуация после 1989 года). На примере работ художников, текстов кураторов и теоретиков можно будет составить базовую картину того, что происходит сегодня в мире современного искусства, какие актеры образуют эту систему и какие перспективные проблемы и кризисы стоят перед художественным сообществом.
Основы света
Курс лекций и практических заданий для ознакомления с профессией художника по свету, принципами взаимодействия с художником-постановщиком и режиссером, видами светового оборудования и технического оснащения сценических пространств. Свет является одним из важных инструментов в партитуре художника сценографа для создания атмосферы, среды существования, драматургии произведения. Задачей курса является применение полученных теоретических навыков на практике, сочинение и реализация световых партитур в своих курсовых заданиях и дипломном проекте.
Макетирование
Вводный курс лекций и практических занятий для знакомства с методами и приемами создания макета и сценографической прирезки. Студенты научатся разбираться в разнообразии материалов, техник и масштабов, применяемых для создания профессиональных макетов, получат базу необходимых знаний для применения их на практике.
Драматургия
Рассматривается история драматургического произведения в целом и взаимосвязи законов его построения со сценическим воплощением в частности. Акцент курса сделан на разборе текстов новой драмы, а также на создании проектов без литературной основы. Цель курса — умение ориентироваться в структуре современных пьес, исследовать и отбирать не театральный материал для
постановки, а также понимать принципы драматургической сборки современных постановок.
Мастер-классы
В программе предусмотрено большое количество мастер-классов с ведущими российскими и международными экспертами. Среди экспертов Ирина Корина, Екатерина Бочавар, Анна Титовец (Intektra), Нана Абдрашитова, Анастасия Нефедова, Зиновий Марголин.
Технология костюма
Консультации по дипломному проекту
Студенты познакомятся с историей архитектуры и сценографией античного и западноевропейского театра. Он охватывает период от древнегреческой трагедии до конца ХХ века. На занятиях речь пойдет о том, как в разные исторические периоды театр превращался то в место презентации новых технологий, то скрупулёзно воссоздавал среду, или же, наоборот, пользовался возможностями свободного от декораций и бутафории пространства сцены. Развитие сценографии и театральной архитектуры будет рассмотрено в более широком контексте истории театра.
Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней. Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.
Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино, инсталляциям и всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов,
макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.
Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом — макетом сцены, другая — на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка — использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.
Технология сценического производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных традиционных и современных театральных технологий. Большое внимание отводится подготовке проектной документации — эскизов, чертежей, технических описаний.
История современного танца
Курс разработан с учетом специфики направления факультета: мы рассматриваем не только основные вехи развития хореографии 20 века, но вместе с этим делаем существенный акцент на развитие сценографии современного танца.
На многочисленных видео примерах мы разбираем работы известных хореографов, экспериментирующих с пространством для выступлений, например Лой Фуллер, Элвин Николай, Триша Браун, Филипп Декуфле и др. Изучая примеры таких творческих коллабораций, как Марта Грэм и Исаму Ногучи, Мерс Каннингем и Роберт Раушенберг, Анжелен Прельжокаж и Энки Билал и других, студенты курса могут лучше понимать суть работы с хореографами и воплощать свои замыслы в реальной работе с танцем.
Основы режиссуры и актерского мастерства
Все занятия проводятся на основе конкретного драматического материала. Будут рассмотрены режиссерские школы ХХ-ХХI вв., разбор драматического текста, метод действенного анализа. Практика импровизации.
Современное искусство
Рассказывает об основных понятиях в сегодняшней теории и практике современного искусства. Они влияют как на описание работ и культурного ландшафта, так и на методы самих художников. Ответим на вопросы: как развивалось понятие «культурной индустрии», «курирования», «институционализма» и, главное, самого «искусства» и «современности»?
Основной акцент будет сделан на периоде, который принято характеризовать как постсоциализм (ситуация после 1989 года). На примере работ художников, текстов кураторов и теоретиков можно будет составить базовую картину того, что происходит сегодня в мире современного искусства, какие актеры образуют эту систему и какие перспективные проблемы и кризисы стоят перед художественным сообществом.
Основы света
Курс лекций и практических заданий для ознакомления с профессией художника по свету, принципами взаимодействия с художником-постановщиком и режиссером, видами светового оборудования и технического оснащения сценических пространств. Свет является одним из важных инструментов в партитуре художника сценографа для создания атмосферы, среды существования, драматургии произведения. Задачей курса является применение полученных теоретических навыков на практике, сочинение и реализация световых партитур в своих курсовых заданиях и дипломном проекте.
Макетирование
Вводный курс лекций и практических занятий для знакомства с методами и приемами создания макета и сценографической прирезки. Студенты научатся разбираться в разнообразии материалов, техник и масштабов, применяемых для создания профессиональных макетов, получат базу необходимых знаний для применения их на практике.
Драматургия
Рассматривается история драматургического произведения в целом и взаимосвязи законов его построения со сценическим воплощением в частности. Акцент курса сделан на разборе текстов новой драмы, а также на создании проектов без литературной основы. Цель курса — умение ориентироваться в структуре современных пьес, исследовать и отбирать не театральный материал для
постановки, а также понимать принципы драматургической сборки современных постановок.
Мастер-классы
В программе предусмотрено большое количество мастер-классов с ведущими российскими и международными экспертами. Среди экспертов Ирина Корина, Екатерина Бочавар, Анна Титовец (Intektra), Нана Абдрашитова, Анастасия Нефедова, Зиновий Марголин.
Технология костюма
Консультации по дипломному проекту
График обучения
Модульная система: онлайн-занятия (вечером в будни и в выходной день) и три очные сессии в Москве.
Расписание очных сессий*:
1. 27 октября 2024 — 3 ноября 2024
2. 14 — 22 декабря 2024
3. 1 — 16 марта 2025
На очных модулях предусмотрены практические занятия по дисциплинам «Композиция», «Макетирование», «Технология сцены», «Основы света», «Технология костюма», мастер-классы с приглашенными экспертами, а также посещение театров для изучения работы мастерских и устройства сцены.
*Даты предварительные, могут быть внесены изменения
Расписание очных сессий*:
1. 27 октября 2024 — 3 ноября 2024
2. 14 — 22 декабря 2024
3. 1 — 16 марта 2025
На очных модулях предусмотрены практические занятия по дисциплинам «Композиция», «Макетирование», «Технология сцены», «Основы света», «Технология костюма», мастер-классы с приглашенными экспертами, а также посещение театров для изучения работы мастерских и устройства сцены.
*Даты предварительные, могут быть внесены изменения
Преподаватели
Преподаватели
Работы студентов
Работы студентов
Как поступить
01
Порядок поступления
Для поступления на программу необходимо заполнить анкету-заявление на сайте, подготовить портфолио творческих работ и успешно пройти собеседование. Так приёмная комиссия сможет оценить ваш текущий профессиональный уровень и мотивацию к обучению на выбранной программе. После успешного прохождения собеседования мы предложим вам заключить договор на обучение и выбрать удобный вариант оплаты.
02
Портфолио и творческое задание
В портфолио могут быть любые авторские разработки в области дизайна, графики, живописи, архитектуры, иллюстрации, видео, анимации и фотографии, представленные в напечатанном или электронном виде. Анимационные работы и видеоролики предоставляются в виде ссылок или на flash-носителях. Также обязательно наличие проекта по разработке сценографического решения (минимум 3 эскиза сценографии, концепция, процесс поиска).
Если в портфолио нет проекта по сценографии, необходимо заранее выполнить творческое задание: создать эскизы сценографии, т.е. визуализировать одну сцену из спектакля на основе любого литературного произведения, сказки, стихотворения. Тема и жанр — на ваш выбор. Эскизы могут быть выполнены в любой доступной технике: важна идея и процесс работы над ней, а не техника выполнения.
К эскизам необходимо приложить ряд поисковых скетчей и источники вдохновения. Всё задание может быть представлено на двух-трех листах. Эскизы необходимо сопроводить кратким описанием концепции: как родилась идея, как предложенная сценография раскрывает произведение, какой образ заложен в этом решении пространства. Выполненное задание необходимо принести с собой на собеседование.
Дополнительные рекомендации по подготовке к поступлению на программу «Сценография» в БВШД
Если в портфолио нет проекта по сценографии, необходимо заранее выполнить творческое задание: создать эскизы сценографии, т.е. визуализировать одну сцену из спектакля на основе любого литературного произведения, сказки, стихотворения. Тема и жанр — на ваш выбор. Эскизы могут быть выполнены в любой доступной технике: важна идея и процесс работы над ней, а не техника выполнения.
К эскизам необходимо приложить ряд поисковых скетчей и источники вдохновения. Всё задание может быть представлено на двух-трех листах. Эскизы необходимо сопроводить кратким описанием концепции: как родилась идея, как предложенная сценография раскрывает произведение, какой образ заложен в этом решении пространства. Выполненное задание необходимо принести с собой на собеседование.
Дополнительные рекомендации по подготовке к поступлению на программу «Сценография» в БВШД
03
Необходимые документы
— анкета-заявление;
— подлинник или заверенная копия документа об образовании;
— 2 фотографии размером 3х4;
— паспорт (предъявляется при подаче документов).
— подлинник или заверенная копия документа об образовании;
— 2 фотографии размером 3х4;
— паспорт (предъявляется при подаче документов).
Стоимость и условия оплаты
Стоимость и условия оплаты
400 000 руб. в год (включая НДС)*
* при оплате одним или двумя равными платежами
440 000 руб. в год (включая НДС)*
* при оплате по месяцам
** скидка 5% на первый платеж при ранней оплате до 15 июля
Дополнительные расходы студентов в период обучения:
Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.
Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.
Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.
Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.
* при оплате одним или двумя равными платежами
440 000 руб. в год (включая НДС)*
* при оплате по месяцам
** скидка 5% на первый платеж при ранней оплате до 15 июля
Дополнительные расходы студентов в период обучения:
Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.
Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.
Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.
Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.
Истории успеха
Отзывы участников
Вопросы и ответы