Летом 2021 года на открытии экспозиции фарфоровых изделий из собрания семьи Юсуповых в музее-усадьбе «Архангельское» Дом Cartier объявил о сотрудничестве с университетом креативных индустрий Universal University.
В течение нескольких месяцев студенты разных факультетов Universal University (Британской высшей школы дизайна, Московской школы кино, Школы разработки игр Scream School), вдохновившись историей Дома и семьи Юсуповых, создавали эскизы графики для уникального чайного сервиза.
Победителей определяло жюри конкурса: Сирилл Виньерон, президент и CEO Cartier; Янина Новицкая, генеральный директор Cartier в России и СНГ; Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University, декан Британской высшей школы дизайна, а также сотрудники музея-усадьбы Архангельское. Члены жюри оценивали креативную идею работ, концепцию и уровень проработки, а также соответствие брифу от Дома Cartier.
22 марта в Universal University были представлены все конкурсные работы.
Первое место — Екатерина Сысоева, студента программы «Графический дизайн» Британской высшей школы дизайна.
Второе место — Лариса Иванова, студентка программы «Моушн-дизайн», Британской высшей школы дизайна
Третье место — Алексей Мацкив, студент программы «Мультимедиа-дизайн» Британской высшей школы дизайна.
Сервиз с дизайном победителя будет изготовлен в единственном экземпляре и использован для чайной церемонии во флагманском бутике Cartier на Петровке.
Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University:
«Для наших студентов участие в конкурсах — это всегда дополнительная нагрузка к учебе. Поэтому мы были приятно удивлены, что бриф Cartier на создание эскизов для сервиза заинтересовал студентов совершенно разных направлений, — от графдизайна и fashion до мультимедиа и анимации. Нас и партнеров поразил высочайший уровень проработки всех проектов. И здесь нужно сказать спасибо Cartier за очень подробный и профессионально составленный бриф. Примечательно, что итоговые эскизы стали результатом классических приемов исследований в дизайне. Они очень точно передают микс русской визуальной культуры с современными технологиями и подчеркивают важность преемственности в искусстве».
Янина Новицкая, генеральный директор Cartier в России и СНГ:
«Проекты со студентами — это всегда невероятный и, отмечу, двусторонний обмен энергией и мнениями, который предоставляет нам уникальную возможность построить диалог с открытой, прогрессивной, смелой молодой аудиторией. Мы очень ценим сотрудничество с Universal University, который, как и Дом Cartier, отличает дух пионерства, новаторство и способность отражать тончайшие вибрации культурного контекста. Эта созвучность мировоззрения стала основой для совместного творческого проекта. Этот конкурс — дань уважения богатейшей истории Cartier и семьи Юсуповых с взглядом в будущее».
Алексей Мацкив, студент программы «Мультимедиа-дизайн»:
«Моя специализация — визуальный мерчендайзинг и ритейл. Я умею хорошо проектировать пространства магазинов и оформлять витрины. Опыт в дизайне фарфора был для меня экспериментом, поэтому я с радостью взялся за эту задачу, хотел сделать что-то особенное. Возможно, это и помогло мне победить. Меня вдохновляла архитектура Усадьбы Архангельское, прекрасный сорт роз, которые любила семья Юсуповых, личность Сергея Дягилева, и его балет “Русские сезоны”, который принес в мою работу краски, грацию и ориентальные мотивы. И, конечно, тиара, которая сыграла решающую роль в моем дизайне. При первом же взгляде на нее у меня не осталось никаких сомнений в том, как должен выглядеть мой дизайн. Я хотел бы дать совет дизайнерам: никогда не бойтесь экспериментировать. Будьте смелыми, изучайте историю, делайте research. Не бойтесь ошибаться. Дизайн спасет мир!»
Лариса Иванова, студентка программы «Моушн-дизайн»:
«В целом можно было бы описать банальнейшим «интересно» со ссылкой на абсолютную искренность и правдивость термина в данном случае. Но если отвечать более детально, то это и работа с огромным количеством материалов, отслеживание порой абсолютно «магических» пересечений и переплетений истории, искусства, культуры. Это труд, тем более вовлекающий в себя, чем сложнее и вариативнее становится поставленная задача. В целом процесс создания проекта напоминал калейдоскоп, раскрывающийся тебе навстречу всё новыми гранями. И в конце — удивление от полученного результата, ибо в какой-то момент показалось, что не я разрабатываю идею, подбираю цвета, накладываю текстуры, но концепция «рассказывает себя сама». Это действительно скорее напоминало общение, с брендом Cartier, с музеем-усадьбой «Архангельское», с родом Юсуповых, и со всем, что включает в себя данная сложносочиненная история, чем выполнение задания. И я очень рада, что такой разговор состоялся, к (как смею надеяться) удовольствию обеих сторон».
Екатерина Сысоева, студентка программы «Графический дизайн»:
«Более-менее устраивающий меня вариант стал вырисовываться за неделю до дедлайна. В каталоге Cartier я встретила сервиз Jardin конца 18 века. Он понравился мне тем, что казался более лаконичным по сравнению с другими дизайнами. Вдохновляясь новой сценой Большого театра, я трансформировала окантовку на больших блюдах в театральный занавес, а роза — главная фигура, начала вращаться, как героиня дягилевского балета.
Цветовое решение моего сервиза созвучно с изделиями Cartier начала 20 века, где использовались изумрудные, коралловые и синие цвета. Эти же цвета были вдохновлены появлением дягилевских сезонов в Париже. Наконец, знаменитая тиара Cartier, принадлежавшая Ирине Юсуповой, была мною переработала в паттерн, который присутствует на внутренней части чашки и также виден на тарелке.
Еще в большей степени меня вдохновила книга «Архитектурная графика», которую я увидела в музее-усадьбе «Архангельское», с чертежами, по которым строилась усадьба. Эти чертежи стали связующим звеном, которое позволило соединить в себе классицизм, ар-деко и послужили основой орнаментов с привкусом востока. Вспомнив о крупнейшей в России коллекции садово-мраморной скульптуры, я также решила поместить героев античных скульптур усадьбы «Архангельское» на фарфор.
В итоге, в моем дизайне мне удалось отразить самые ключевые моменты дружбы ювелирного дома Cartier, усадьбы «Архангельское» и семьи Юсуповых. Сервиз выглядит довольно современно, — в том числе за счет эклектичности, разнообразия паттернов и приемов».
Стратегическое партнерство Universal University и Дома Cartier нацелено на поддержку образования в креативных индустриях и развитие современного искусства. История сотрудничества Cartier и Universal University берет начало в 2017 году — с запуска коллекции Juste Un Clou. Новый совместный проект является продолжением истории, традиций и поиска новых творческих граней, которые так созвучны и Дому.