Сценарий — это структура, а не декорация
Современное пространство больше не работает как фон. Оно должно быть способно подстраиваться под изменчивые условия: погодные, социальные, поведенческие. Один и тот же интерьер может быть зоной тишины утром, местом для деловых переговоров днем и неформальной площадкой вечером. Но такое превращение возможно только в том случае, если сценарии заранее продуманы и технически реализуемы.

Концепция развития ландшафта, проект выпускницы «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» Анастасии Спиридоновой
Наличие сборно-разборных перегородок, мобильной мебели или акустических штор не является гарантией трансформации. Все зависит от того, насколько логично выстроена логика переходов, насколько понятна система трансформации и как часто эти изменения действительно востребованы. Сценарии должны быть не формальными, а жизненными — то есть регулярно используемыми.
Пространство не обязано быть универсальным, но обязано быть адаптивным
Погода, график жизни, плотность населения, локальные привычки — все эти факторы оказывают влияние на то, как используется та или иная территория. Проектируя общественные пространства, особенно под открытым небом, необходимо учитывать климат и сезонность. Пространство, рассчитанное на летние активности, может оказаться бесполезным большую часть года.
Именно поэтому важны не только разные сценарии, но и способность среды быстро под них подстраиваться: навесы, утепляемые зоны, продуманное освещение, защита от ветра. Проект не должен зависеть от календаря. Он должен работать всегда, в любой погоде и в разных ритмах жизни. Это и есть подлинная адаптивность, в отличие от универсальности «на всякий случай».
Настоящая трансформация — это простота и быстрота
Чтобы сценарий работал, его нужно упростить до уровня повседневности. Пользователь не будет ждать техника, чтобы поменять планировку, не будет искать инструкцию, чтобы включить нужный режим освещения. Все должно быть интуитивно, изменения должны происходить буквально нажатием кнопки, одним движением руки.
Инженерные и технологические решения здесь не менее важны, чем архитектурные. Это не только перегородки и мебель, но и мультимедиа, система освещения, акустика. Все, что можно изменить в зависимости от формата происходящего: от утреннего брифинга до камерного концерта. Настоящая трансформация — это не демонстрация возможностей, а повседневный рабочий инструмент.
Пространство больше не принадлежит конкретным функциям
В новой модели проектирования пользователь не привязан к определенному месту. Он перемещается по среде в зависимости от того, какую задачу решает в конкретный момент. Такой подход формирует среду, где важны не столько функции помещений, сколько роли и состояния человека.
Это требует отказа от жесткой планировки и перехода к системе взаимосвязанных зон, каждая из которых имеет свое настроение, ритм и правила поведения. Пространство становится набором предложений, из которых человек сам выбирает нужное. Такая логика делает проект более человечным и интуитивным.

Проект реконструкции здания кинотеатра «Энтузиаст» выпускников программы «Дизайн общественных интерьеров» Стивена Феррейра и Елены Елисеевой
Устойчивость — это не про прочность, а про вариативность
Если раньше архитектура стремилась к монументальности и неизменности, то сегодня приоритетом становится способность изменяться без потери качества. Пространство, которое можно переделать, не разрушая, — устойчивее, чем то, которое строится «навсегда».
Речь идет не только о гибкости внутри дня или сезона. Многие проекты изначально задумываются как временные с возможностью полной трансформации через 3–5 лет. Это не снижает их значимость, а наоборот — позволяет адаптировать их под будущие запросы. Временная архитектура становится осознанным проектным решением.
Люди — главные сценаристы среды
Ни один проект не может предусмотреть все. Даже самые продуманные сценарии получают неожиданные трактовки от пользователей. Именно это превращает пространство из схемы в живую систему. Пространство начинает жить только тогда, когда в нем начинают происходить события — предсказуемые и не очень.
По-настоящему многосценарная среда — это не та, где предусмотрено «много всего», а та, которая допускает импровизацию. Где можно свернуть с маршрута, придумать свое использование элемента, поменять ролевую модель поведения.


Концепция развития ландшафта, проект выпускницы «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» Екатерины Капинос
Скромный минимум, из которого рождается роскошный максимум
Иногда достаточно одного базового элемента, чтобы запустить серию сценариев. Например, стол с лавками под навесом может быть и местом обеда, и точкой сбора, и сценой, и переговорной. Важно не сколько элементов в проекте, а насколько они открыты к переосмыслению.
Чем меньше площадь, тем выше ответственность за каждый объект и тем важнее его универсальность. Именно в компактных пространствах многосценарность проявляется наиболее наглядно — как способность одного места служить десяткам разных целей в зависимости от времени, потребности и человека.
Свобода — это приглашение к действию
Пространство не обязано быть насыщенным. Часто лучшее, что может сделать архитектор — это оставить место для будущего сценария, не навязывая его. Это требует сдержанности, доверия к пользователю и тонкой настройки деталей.
Многосценарность не про сложность, а про ясность, интуитивность и уважение к неопределенности. Хорошее пространство не рассказывает, как его использовать. Оно предлагает — и позволяет выбирать.
На программе «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» вы научитесь с нуля создавать и реализовывать проекты благоустройства и ландшафтного оформления городских пространств и территорий жилых комплексов. Превращать интерьерную среду зданий в функциональные, эргономичные и эстетически привлекательные пространства можно научиться на программе «Дизайн общественных интерьеров». Старт обучения — осень 2025, успейте подать заявку!
Фото обложки: Проект реконструкции гостиницы «Горянка» выпускников программы «Дизайн общественных интерьеров» Татьяны Руденко, Софьи Свешниковой, Джамболата Созанова