
Дом культуры «ГЭС-2», Москва. Фото: Глеб Леонов
От кирпича до креатива: почему старые цеха становятся арт-кластерами
Популярность индустриальной эстетики в креативных кластерах вызвана особенностями строения промышленных зданий прошлого. Зачастую это большепролетные конструкции для размещения оборудования в цехах — а в таких пространствах легко создавать открытые рабочие коворкинги, лекционные помещения, фудкорты, антресоли и балконы. К слову, физиологи установили прямую связь между высокими потолками и креативной работой — чем больше простора и свободы, тем выше творческая активность мозга. Есть и чисто эстетические моменты: многие реконструируемые объекты — это промышленные здания конца 19-го и начала 20-го века, построенные в единой нео-готической стилистике, которая всегда воспринимается романтично.
Реконструкция индустриальных площадок строится на трех принципах:
- Программирование — наличие понятной и выстроенной через исследование целевой аудитории программы, по которой это пространство будет жить и функционировать в будущем.
- Правдивость — показательная тектоничность самой архитектуры, отсутствие декоративности или нарочитого украшательства в интерьере, сохранение исторических элементов (если это не противоречит возможности эксплуатации и безопасности), категорический отказ от использования копий оригинальных предметов дизайна.
- Простота — четкое понимание принципов формирования эстетики пространства. Нужно разграничивать, какие приемы в нем уместны, а какие надуманны и не органичны. Это не исключает техники «контраста», когда новые объемы и материалы нарочито оторваны от оболочки и контрастируют с существующим интерьером, дополняя его смыслами и новой ценностью.
«Самая страшная ошибка в реконструкции индустриальных площадок — это не пригласить грамотного архитектора, а силами завхоза переделать пространство „чтобы было практично“, зашить все гипсокартонным листом и модульным потолком, стараясь построить множество крохотных закутков под сдачу в аренду», — Федор Ращевский, куратор программы «Дизайн общественных интерьеров».
Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. Фото: Глеб Леонов
«ГЭС-2» — бывшая городская электростанция на Болотном острове в Москве — после реконструкции превратилась в Дом культуры. Теперь это открытое пространство для искусства, творчества и общественных событий. Проект разработал итальянский архитектор Ренцо Пьяно (автор Центра Помпиду в Париже). Вместо того чтобы полностью изменить здание, он аккуратно вписал новые элементы в существующую структуру, сохранив ее промышленный характер. Внутренние пространства оформлены в нейтральной цветовой гамме: светло-серые тона создают спокойный фон и не отвлекают внимание от происходящего. Это решение позволяет использовать интерьер для разных форматов — от выставок до образовательных программ. На склоне за Домом культуры есть собственная Роща, в которой растут 620 берез. Хотя она решает вполне практические задачи (заслоняет соседние промышленные постройки и служит прикрытием для парковки), она еще служит архитектурным элементом.
«Уже более 50 лет бюро Ренцо Пьяно создает проекты, неизменно оставаясь одним из самых чутких к контексту и деталям. Полагаю, что сохранение исторического объема „ГЭС-2“ было частью ТЗ. Что касается интерьера — главное, что создано невероятное пространство с многоуровневыми переходами. Обилие функциональных помещений не загромождают внутренний объем здания, а сохраняют его прозрачность и воздушность. Ренцо Пиано известен своим перфекционизмом, поэтому особое внимание надо обращать на детали: ни один поручень, ни одно крепление для инженерных систем и ограждение лестниц не является типовым — все нарисовано архитекторами бюро Пиано и произведено лучшими компаниями. Нет визуального мусора и случайных элементов. Среда создана с вызывающей детальностью и уважением к исторической памяти места.
Нейтральный цвет — это фон. Но нельзя сказать, что интерьер монохромен. Все инженерные системы убраны в специальные кожухи из металла ярко-голубого цвета: мы видим не суматоху трубопроводов разного диаметра, а упорядоченную „нить“, проходящую через все пространство (и даже имеющую отклик в виде двух таких же голубых труб в экстерьере). Нейтральность фона обязательна для такого культурного пространства, но она еще и добавила ощущение величественности всему внутреннему объему здания», — Федор Ращевский.
Центр «Зотов», Москва

Центр «Зотов», Москва
Культурное пространство открылось в конце 2022 года на Ходынской улице, на территории отреставрированного здания бывшего хлебозавода № 5. После реконструкции здесь открылся центр изучения и развития идей конструктивизма. В пространстве первого этажа бывшего производственного корпуса можно увидеть «родную» кирпичную кладку стен, местами докомпонованную в 1990-е годы силикатным кирпичом. Верхний уровень сохранил барабан бывшего конвейера и деревянный потолок — теперь он выкрашен в белый цвет однослойным покрытием, что позволило проявить и подчеркнуть текстуру дерева и при этом обеспечить визуальное единство пространства, служащего сегодня лекторием. Ключевым принципом работы архитекторов с интерьерами пространств Хлебозавода № 5 стало бережное выявление и консервация всех сохранившихся подлинных элементов внутренней отделки в том виде, в котором они дошли до наших дней.
«У „Зотова“ есть такая фоновая брутальность, особенно в нижней части. Была задача сохранить конструктивистский дух — и это, в целом, удалось. Пространство выглядит индустриальным, даже грубоватым, и в этом его сила. Это хороший пример того, как можно вернуть промышленному объекту новую, культурную функцию. Мне кажется, что в таких местах все решает программирование — когда есть человек или команда, которые наполняют пространство жизнью, а не просто поддерживают красивую оболочку. Тогда оно становится действительно живым, притягательным, может работать на город, а иногда даже на целый регион. В „Зотове“, похоже, это присутствует: есть фонд, который отвечает за содержание, за уровень происходящего. Там не будет случайных выставок, вроде кошек и собак, — только то, что соответствует духу и уровню места», — Федор Ращевский.
Культурное пространство «Левашовский хлебозавод», Петербург

«Левашовский хлебозавод», Петербург
Один из немногих сохранившихся памятников конструктивизма в Санкт-Петербурге и важнейший инфраструктурный объект, продолжавший свою работу на протяжении всего периода ленинградской блокады, в 2023 году был открыт в новом качестве — культурно-делового центра. До этого здание завода находилось в аварийном состоянии, но компания RBI полностью преобразила памятник, убрав поздние пристройки и сохранив все, что можно было. Укрепили исторические конструкции, расчистили кирпичную кладку 13-метрового купола в Творческой котельной, спасли напольную плитку, ступени и перила. Рядом со входом установлена кирпично-красная высокая дымовая труба, а в холле — ротонда, внутри которой раньше находилась шахта вертикального конвейера, положенная в основу принципа работы хлебозавода-автомата.
«Интерьер „Левашовского хлебозавода“ довольно милый и модный — в общем, не вызывает желания критиковать. Большое кирпичное пространство оставили как есть — и правильно, оно должно было остаться таким. Придраться не к чему. Все сделано очень деликатно: стеклоблоки, тонкая работа по всем деталям, видна подсечка — теневой шов между стеной и однокольным покрытием. Выглядит современно и функционально удобно. Пространство богатое, продуманное, с интересными решениями. Хвалим „Левашовский хлебозавод“ и обязательно хотим туда съездить!», — Федор Ращевский.
Остров Новая Голландия, Петербург

Новая Голландия, Петербург
Культурный хаб, расположенный на искусственном острове, который изначально был местом хранения корабельного леса и первым военным портом России, начал свою новую историю в 2011 году. Сейчас это общественное пространство с парком, выставочными залами, ресторанами, кафе и шоурумами. Реконструкцией архитектуры занималось бюро Ludi Architects совместно с креативной командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Первым возродили к новой жизни здание бывших кузнечных мастерских: по кирпичику перебрали исторические своды и фасады, восстановили деревянные оконные и дверные рамы, лестницу с чугунными перилами. В парке появились временные павильоны из стекла и дерева, стилизованные под северный модерн, липовая аллея из крупномеров, детская площадка в виде корабля и зеленый газон.
«Это отличный пример того, как архитектурное бюро мирового уровня подошло к реконструкции сложной исторической инфраструктуры, включая бывшую военную тюрьму. Пространства трансформированы так, чтобы фактурные элементы, в основном кирпичные, подсвечивались особым образом: свет скользит вдоль поверхности, создает тени и усиливает объем. Все очень мастерски сделано. Историческая инфраструктура интегрирована с современными функциями, которые сейчас есть у „Новой Голландии“. Внутри я был не везде, но могу сказать с уверенностью — все продумано, красиво и функционально. Я даже проводил там лекцию, и видно, что пространство постоянно развивается, реконструкция и новые события проходят каждый год.
Особенно запомнилась инсталляция немецких художников: цветные ленточные „облака“, которые колышутся на ветру. Для меня это был настоящий шок — ни разу не просто искусство, а интерактивное пространство. В общем, ставим „Новой Голландии“ большой плюс!», — Федор Ращевский.

Инсталляция «Жар-птица» в Новой Голландии, созданная идеологом арт-группы Poetic Kinetics Патриком Ширном — те самые цветные ленточные «облака», о которых говорит Федор.
Центр современного искусства «Заря», Владивосток

«Заря», Владивосток
Центр современного искусства открылся в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики. К середине 2000-х она пришла в запустение и превратилась в торговую базу с разваленной инфраструктурой, а в 2014 году было принято решение сделать единое общественное пространство. Чтобы создать комфортную среду и при этом сохранить индустриальный дух территории, архитекторы активно применяли ржавый металл, открытые конструкции, натуральную древесину, бетон и зелень. Символом связи с историей фабрики стала швейная машинка, встречающая посетителей.
«Мне нравится коворкинг. На первый взгляд кажется, что там ничего особенного не сделано, но это именно та мечта любого человека о лофте. Пространство с высокими потолками, бетонными полами, все выглядит классно. Хотя с точки зрения акустики работать там сложно — много твердых поверхностей.
Такие материалы, как картен (ржавый металл), устарели в смысле привычного использования, но продолжают быть актуальными в современном дизайне и архитектуре. В сочетании с наливным бетоном и другими фактурными элементами это создает богатую визуальную среду, отлично подходящую для экспонирования искусства и фотосъемок. Эти поверхности становятся своеобразным фоном с характером. Фанера, ОСБ — все создает антиглобалистскую атмосферу без вылизанности и чрезмерного хайтека», — Федор Ращевский.
Городской центр «Арт-Квадрат», Уфа

«Арт-Квадрат», Уфа
«Арт-Квадрат» — это культурный кластер в историческом центре Уфы, плотно застроенном архитектурой середины XIX — начала XX века. Начиная с 2005 года, на территории будущего центра скупалась недвижимость. В итоге постепенно был выкуплен весь исторический квадрат, а на его месте возведен креативный кластер с культурными памятниками. В первую очередь здесь отреставрировали фабрику, усадьбы, дореволюционные хозяйственные постройки и старинные дома, восстановили деревянные и кирпичные фасады. В результате получился целый квартал из пяти квадратов, каждый из которых имеет свое назначение: ивент-площади с большим амфитеатром, сквер, «морской порт» с переходами из морских контейнеров и баскетбольной микро-площадкой. Постройки советского времени были декорированы росписями, отделаны зеркальными панелями и фактурным бетоном, между реставрированными фабричными корпусами проложили транзитный пешеходный бульвар. А благодаря участию в разработке проекта уличных художников, в «Арт-Квадрате» появились стрит-арт и муралы, арт-объекты и скульптуры.
«У такого формата — целого культурного квартала — очень много потенциала. Люди могут часть времени проводить на улице, и это прекрасно. У пространства есть визуальное разнообразие, яркий, открытый дизайн-код. Сочетание старых построек с современными элементами (контейнеры, панели, бетонные конструкции) здесь выглядит уместно. То, что стены расписаны граффити, — большой плюс. Пространство живое, может меняться: старые работы уходят, появляются новые художники, приезжие авторы. Это делает кластер своего рода холстом. Еще нравится разнообразие масштабов: небольшие помещения отлично подходят молодым брендам, которые не могут позволить собственный шоурум, но могут снять корнер или часть мультибрендового пространства. Это хороший формат для развития творческих бизнесов в городской среде», — Федор Ращевский.
Центр труда и отдыха «Станкозавод», Самара

«Станкозавод», Самара
Несколько лет назад на месте бывшего станкозавода, почти в самом центре Самары, открылся арт-кластер с мастерскими, лекториями и выставочными пространствами. Под локацию перестроили бывшие корпуса советского предприятия: сделали в них ремонт, осовременили и проложили инженерные сети. Архитекторы преобразили пожарные лестницы в яркие арт-объекты, упростили навигацию между зданиями, крышу сделали общественным пространством с амфитеатром. На лестнице сохранили мрамор, который появился еще в 1990-х, а также кирпичную кладку 1865-го года. Восстановили декоративные элементы перил, стеклоблоки и фактурную плитку. А для отделки новых архитектурных элементов использовали натуральное дерево, бетон, стекло и металл, чтобы создать особую среду с симбиозом современного дизайна и исторического наследия.
«Круглые окна прекрасно смотрятся. Вообще все эти металлические яркие элементы на фасадах будто бы передают привет парижскому Центру Помпиду. По этим фотографиям судить сложно, но можно сказать, что попытка преображения вполне удачная. Засчитываем!», — Федор Ращевский.
Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула

«Октава», Тула
Креативное пространство в центре Тулы построили на территории функционирующего завода «Октава», где по-прежнему производят микрофоны. Чтобы создать активное и востребованное место для горожан, архитекторы спроектировали систему общественных пространств внутри и под открытым небом для отдыха и общения. При этом, в новом проекте постарались сохранить элементы старого завода: материалы, элементы интерьера, станки. Дизайн кластера аккуратно сочетаются с брутальной заводской архитектурой: стеклянные перегородки контрастируют с монолитным бетоном, а светодиодное освещение подчеркивает его фактуру. В отделке используются индустриальные материалы — цементная штукатурка, наливной бетон, металл, стеклоблоки. Простая, честная эстетика делает пространство доступным для всех, а не только для креативной аудитории. Цветная мебель и графика добавляют уюта, а визуальным акцентом стала ярко-оранжевая лестница во дворе — отсылка к прежним заводским воздуховодам и символ нового кластера.
«„Октава“ очень хороша с точки зрения минималистичного вмешательства и работы с пространством через цвет. Ритм отличный, все сделано грамотно. Может быть, некоторые пространства избыточно большие, но что поделать — они уже такие есть. Внешняя металлическая структура хорошо интегрирована, а сама работа выполнена с минимальными затратами. И здорово, что сохранили небольшое производство микрофонов, которые реально известны во всем мире. Они до сих пор пользуются спросом, а пространство вполне созвучно своей технологичности. Есть ощущение контраста между ярким оранжевым цветом, черно-белыми элементами и индустриальными деталями. Металлические импосты, разметка на полу — все это отсылает к промышленной функциональности, создает навигацию и усиливает впечатление динамичного, индустриального пространства», — Федор Ращевский.
Многофункциональный комплекс «Ельцин Центр», Екатеринбург

«Ельцин Центр», Екатеринбург
Главная медийная площадка Екатеринбурга и место, где сохраняют, изучают и помогают осмысливать историческое наследие первого президента России в контексте событий 1990-х годов, открылось в 2015 году. Под центр было передано недостроенное здание конгресс-холла «Демидов». В результате реконструкции пространство обрело свой фирменный стиль — круглую перфорацию по белому металлу — и стало одной из архитектурных доминант современного Екатеринбурга. По вечерам фасад «Ельцин Центра» превращается в огромный экран, фактически выставочное пространство в городской среде. Превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решил режиссер Павел Лунгин — он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое.
«Можно рассматривать центр как „белую ворону“. В отличие от других регионов, где здания возвращали городу из индустриального прошлого, этот центр создавался сразу под конкретную функцию. Фасады выглядят немного устаревшими, без смелости архитектурной, а высокая башня — просто бизнес-центр, не связанный напрямую с „Ельцин Центром“. Но, на мой взгляд, хорошо, что идея не превратилась в компромиссную игру. Внутреннее пространство — это нейтральный белый фон, выполненный на международном уровне, без раздражающих деталей. Изначально мог быть торговый центр, но получилось культурное пространство. Даже если смотреть на фотографии, иногда трудно сказать, музей это или центр, но в целом — удачный пример переосмысления пространства», — Федор Ращевский.
Исследовать проекты под кураторством Федора Ращевского, а еще научиться грамотно формулировать задачи и превращать интерьерную среду здания в функциональные, эргономичные и эстетически привлекательные пространства, можно на программе Британки «Дизайн общественных интерьеров». Старт — 28 октября, присоединяйтесь!