2015 году в Школе появилось новое образовательное направление – «Ювелирный дизайн», которое представлено двумя разными по продолжительности программами: летним интенсивом и долгосрочным курсом продолжительностью один год. Куратор ювелирного направления Татьяна Пашутина рассказала о результатах интенсивного курса и перспективах годичной программы.
Интенсивное погружение
Интенсив по ювелирному дизайну – это своего рода вызов. Вызов преподавателям, которые стремились в рекордно короткие сроки поделиться знаниями, умениями и навыками. Вызов студентам, которые должны были с максимальной пользой и отдачей провести эти 9 дней в стенах БВШД. За этот период времени участники с нулевым уровнем владения материалом продумывали идею и концепцию будущей коллекции, прорабатывали эскизы, изготавливали одно или несколько изделий в материале, создавали презентационный стенд для изделий, и презентовали все это с разбором целевой аудитории и примерами упаковки для коллекции.
Кроме временных рамок, существовали серьезные ограничения по материалам: участники интенсива работали с медью и нейзильбером, который некоторые успели покрыть серебром для создания эффектов чернения.
В результате участники приятно удивили разнообразием идей и подходов, а также основательностью выбора тем для концепций. Мы увидели рефлексию студентов на тему женского кухонного «рабства», коллекцию минималистичных украшений, построенную на идее изъянов в ювелирных изделиях, делающих их еще прекраснее. Выдающейся оказалась работа «Самовар и Стакан», которая была создана на основе рассуждений об образах российской идентичности и проект UrbaNature, на которую автора вдохновила концепция «Город-сад». Были также сказочные коллекции с парусниками на кольцах или звездным небом, которое складывается из трех плоских колец, коллекция «Рефлексия», «Орхидеи» и серия, в основу которой легла типографика.
Интенсив и годичная программа
Интенсивный курс рассчитан 8 дней, в течение которых слушатели познакомились с частью базовых принципов работы, которые дальше смогут продуктивно развивать. Это своеобразный подготовительный курс, помогающий органично погрузиться в ювелирную тематику и наработать основы мастерства.
Во время годичной программы слушатели смогут более детально освоить различные техники, развить индивидуальное видение во время работы с ведущими преподавателями курса. Довольно большую часть времени мы уделим практическим занятиям. Безусловно, сложно стать мастером в ювелирном дизайне за 8 дней интенсива, более того, за год этого добиться тоже непросто. Однако в ходе наших курсов, будь то краткосрочная или годичная программа, у студентов изменится угол зрения на дизайн ювелирных изделий и на подход к их изготовлению. У многих студентов интенсива уже появилось желание и способности создавать собственные полноценные ювелирные коллекции.
Портрет абитуриентов
В столь сжатые временные рамки (даже если мы говорим о программе «Ювелирный дизайн. Базовый курс») достаточно сложно уложить серьезную профессиональную подготовку, однако мы ждем людей, горящих желанием учиться, готовых работать и развиваться каждый день. Программа годичного курса действительно требует вовлеченности, готовности посвящать обучению определенное время. Без этих стремлений и самодисциплины студентам будет сложно.
Наши двери открыты для тех, кто умеет рисовать и увлекается минералогией, для архитекторов и дизайнеров, а также для тех, кто никогда не держал в руке карандаш или не отличит кварц от топаза. Главное – неуемное желание добиться успеха, а в достижении целей мы постараемся помочь.
Преподавательский состав
Среди преподавателей практики будет Ekaterina Sisfontes, дизайнер, владелица собственного бренда SisKa design, неоднократный победитель международных ювелирных конкурсов. Катя в курсе мировых тенденций в сфере ювелирного искусства и дизайна, у нее большой опыт по части обучения людей разного уровня подготовки.
Курс истории ювелирного искусства будет вести Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член Международной ассоциации искусствоведов и критиков, приглашенный профессор Института моды и технологии (Нью-Йорк) и Института искусств и технологии (Ротчестер). В ходе этого курса слушатели будут выезжать в различные ювелирные дома и мастерские, чтобы сочетать теоретические знания с визуальным ознакомлением.
Особенности курса «Ювелирный дизайн»
Оба курса (интенсив и базовый) направлены, в первую очередь, на переосмысление самого подхода к созданию ювелирного изделия. Ведь технику работы с материалами, вообще говоря, может освоить каждый. Однако сегодня мало просто уметь работать с металлом или акриловой смолой. Необходимо, с одной стороны, уметь работать с запросами целевой аудитории, создавать актуальные востребованные коллекции, с другой – разбираться в понятиях брендинга и маркетинга, а с третьей – иметь представление о технологических цепочках, работе крупных производств, чтобы при необходимости быть готовым создавать дизайнерские изделия, но крупными тиражами. Студенты получат базу для развития именно таких навыков.
Кроме того, стратегически важно создать некую общность, комьюнити, а не культивировать отдельных дизайнеров. Наши студенты должны понимать, что они могут работать в группах, создавать коллективные разноплановые коллекции. Каждый дизайнер может обращаться к разным целевым аудиториям, практически не конкурируя с коллегами по цеху напрямую. Так будет происходить постоянное общение, обмен опытом и взаимодействие на разных уровнях. Без этого не будет гармоничного и устойчивого развития отрасли. Именно поэтому на наших занятиях будет делаться упор на совместные поездки и экскурсии на заводы и в мастерские, стимулируя тем самым общение молодых мастеров.
Ювелирная индустрия и влияние кризиса
Ювелирная индустрия всегда была сферой более сложной для исследований, чем, скажем, рынок FMCG. Все понимают, что в нестабильное время люди в первую очередь откажутся от покупки ювелирных изделий, чем от продуктов питания. Однако магазины работают, крупные ювелирные сети существуют, покупатели есть. Иными словами, серьезного кризиса или его развития не вооруженным взглядом не видно. Но это не так. В первую очередь на ювелирный рынок повлиял скачок цен на золото.
Прибавьте к высокой себестоимости материалов «конвейерный» дизайн крупных ювелирных брендов и представьте, насколько сложно им стало жить в новых реалиях. Нельзя недооценивать позитивное влияние кризиса, который дал толчок к развитию рынка: новые материалы просачиваются в индустрию, все реже используется чистое золото, а минералы все чаще внедряются в изделие в первозданном виде, без огранки. Появилась конкуренция, появился рынок, а значит, появился выбор у покупателя, у нас с вами – в том числе.
Меняется подход в целом: ювелирные изделия переходят из объекта инвестиций в предмет дизайна. Общемировой тренд говорит о том, что «ювелирное» сегодня далеко не всегда говорит о наличии драгоценных камней в изделии, а зачастую, даже не гарантирует присутствие драгоценных металлов или сплавов. «Ювелирное» означает, прежде всего, наличие идеи, концепции и дизайна. Каждый хочет быть «непохожим» на других, а значит, покупатель украшения становится более разборчивым, ищет соответствующие формы самовыражения через аксессуары, украшения. К сожалению, еще недавно сложно было найти изделие с оригинальным дизайном, а, обнаружив, проходилось выложить за него круглую сумму. Сейчас ситуация на российском рынке медленно меняется. Появляется немалое количество маленьких мастерских, на любой вкус и цвет.
Тренды, марки, дизайнеры
Ювелирная сфера в России сейчас активно развивается. С недавних пор появилось большое количество небольших, но качественных мастерских, которые предлагают действительно интересные с точки зрения дизайна решения. Замечательные, а главное, узнаваемые коллекции создает бренд Lena Grebenschikova. Весьма заметным можно назвать творчество ребят из команды Alchemia. Из представителей регионов хотелось бы отметить минималистичный и концептуальный бренд Natalia Bryantseva. В целом, ювелирная индустрия становится более открытой ко всем новым веяниям: новые материалы, технологии, имена. Если вы всегда мечтали стать частью этого волшебного мира - сейчас самое подходящее время.
Ювелир как профессия
Каждого потенциального абитуриента этого курса интересует вопрос, смогут ли они впоследствии создать собственный ювелирный бренд или же работать в качестве дизайнера в ювелирной компании. Мир ювелирного дизайна настолько многогранен и разнообразен, что невозможно предсказать, к чему придет каждый конкретный слушатель в конце курса. Возможно, кто-то решит, что не в состоянии самостоятельно заниматься бизнесом и захочет просто создавать коллекции, отдавая эскизы в мастерские для реализации.
Крупные производства постоянно находятся в поиске дизайнеров, с которыми можно создавать коллекции. А кто-то напротив найдет в себе силы и взорвет российский ювелирный рынок собственным успешным брендом. Если же говорить об ориентированности на запад, то сейчас у современного российского ювелирного дизайна нет, фактически, своего лица на международном рынке, что создает хорошие перспективы для выпускников.