Директор юнитов репутации и коммуникации в рекламном холдинге Ingate, преподаватель Британки
Антон Любавин точно знает, чего хочет от жизни: завоевать мир, но сначала сделать лучше страну, в которой живет. Целеустремленность, перфекционизм и постоянная тяга к знаниями помогли ему освоить техническую специальность, поступить в Британку и стать одним из самых сильных выпускников. Поговорили с Антоном о новых целях, учебном исследовании для ВТБ и качествах, которые помогут реализовать сложные и амбициозные проекты.
Автомобилестроение → стартапы → маркетинг
Сейчас я работаю в рекламном холдинге с двадцатилетней историей, и юниты, которые находятся под моим управлением, входят в топовые позиции рейтингов digital-индустрии. Для меня это новая сфера — раньше я не работал в маркетинге напрямую, хотя тяга к этой профессии у меня была еще со школьной скамьи. Тогда меня интересовали электроавтомобили и способы их продвижения. С целью создать «величайшую организацию» в этой области я поступил в МАДИ на специальность «Электрооборудование автомобилей и электромобили». Освоив технические стороны профессии инженера, дополнительно закончил бухгалтерские курсы при Бауманке, чтобы лучше понимать, как управлять денежными потоками.
Во время обучения мы основали первую в России студенческую команду, участвовавшую в международном инженерном соревновании «Формула студент». После аспирантуры МАДИ я остыл к автомобилям и переключился на IT-индустрию, увидев для себя в ней бóльшие возможности. Этот период моей жизни связан с созданием нескольких стартапов, один из которых был вовлечен в реализацию крупного проекта, где я получил колоссальный опыт.
К этому времени понял, что пора возобновить обучение, получить знания для нового качественного рывка вперед. Любое обучение позволяет пересобрать уже имеющиеся знания, начать мыслить по-другому. Ведь как только ты останавливаешься на достигнутом, начинаешь костенеть.
Британку выбрал по нескольким причинам. К тому моменту я уже был знаком с Андреем Пуртовым и успел пройти интенсив, после которого мне захотелось глубже погрузиться в материал. Я планировал впервые получить опыт работы в корпорации, а статусное профильное образование могло придать вес в глазах потенциального работодателя. Вы будете смеяться, но именно в Британке я хотел найти себе жену — умную и целеустремленную девушку. Правда с моей женой мы встретились уже после защиты диплома. А во время обучения я обрел много хороших друзей, с которыми мы поддерживаем теплые и близкие отношения. С некоторыми даже дружим семьями до сих пор.
Новые вызовы
Приступить к обучению получилось только через год после успешного собеседования с куратором программы
«Маркетинг и бренд-менеджмент» Андреем Пуртовым. На тот момент я вел проект на Дальнем Востоке, который предполагал много командировок. Я отложил поступление на год, зато позже уделил учебе 80% свободного времени: изучал все материалы, выполнял все работы. Я уверен, что каждый может стать одним из сильнейших выпускников, если будет брать максимум знаний, которые ему дают.
Учиться было тяжело, потому что программа построена на работе с реальным проектом в составе команды: нужны не только знания и профессиональные навыки, но и умение выстроить коммуникацию в группе из 4-5 человек. До обучения в Британке я всегда брал ответственность за принятие решений на себя. Проект же предполагал командную работу и компетентную критику со стороны, которую было важно слышать и принимать. Она и стала для меня самым сложным испытанием.
Важно не принимать критику на личный счет, а считать ее частью учебного процесса. Если ты с этим справился, то такая обратная связь помогает увидеть свои проекты со стороны, вовремя отрефлексировать и принять правильное управленческое решение. В результате ты становишься сильнее как специалист и как человек.
«Мы были в аутсайдерах»
Так сложилось, что меня выбрали капитаном команды, и мы должны были реализовать проект для «Единой Лиги ВТБ». Запрос был на коммерциализацию — организаторам хотелось привлечь больше людей на трибуны баскетбольных стадионов и улучшить финансовые показатели.
За учебный год мы собрали портрет типичного болельщика и узнали его ожидания от визита на стадион, просчитали математическую модель баскетбольного матча, основанную на множестве факторов: от инфраструктуры до уровня игры. Это был сложный проект и по запросу, и по объему работы. На протяжении девяти месяцев мы вчетвером посещали матчи, разговаривали с болельщиками, собирали данные из сети и изучали посещаемость стадионов в предыдущие годы.
Первые полгода мы были аутсайдерами, потому что срывали сроки. Преподаватели все время спрашивали: где исследования, где продукт? Но мы приняли решение: потратить больше времени на подготовительную работу и лучше разобраться в рынке, чтобы в итоге выйти в лидеры по результатам. Стратегия оказалась верной: исследование получилось качественным, было опубликовано в журнале «Спорт Бизнес Консалтинг» и принято в работу.
Выбрать стратегию и следовать ей до конца — очень полезный навык в профессии. Многие команды метались, меняли концепции проектов, следуя советам разных преподавателей и полученной в процессе исследования информации.
Кто-то сходил с дистанции, потому что было сложно погрузиться в неизвестную тему. Но в этом суть: ты должен быть в состоянии решить любую управленческую задачу, иначе стоит задуматься: свое ли место ты занимаешь? Во время обучения я получил приглашение в ведущую в России компанию по дизайн-мышлению Lumiknows.
Как 20 порций шаурмы могут помочь в маркетинге
Однажды мы вместе с группой отмечали майские праздники — для этого отправились с напитками, снеками и мясными нарезками на крышу кампуса, где расположено вегетарианское кафе. Естественно, к нам поднялся управляющий и попросил не нарушать правила заведения. Чтобы остаться на крыше, мы заказали у него двадцать порций шаурмы с фалафелем, и продлили свой отдых на четыре часа, ожидая пока их приготовят. Находчивость — необходимый навык в маркетинге. И учеба в Британке помогает обрести важный навык, который отличает топ-менеджеров от специалистов, — навык принимать управленческие решения в эпоху неопределенности.
Сейчас, когда я сам преподаю в Британке, я вижу, что прогресс очень сильно зависит от потока. Дух соперничества заставляет бежать быстрее, прыгать выше, учиться интенсивнее. Чем сильнее собирается группа слушателей, тем напряженнее между ними борьба, тем качественней личностное развитие. А комьюнити студентов и выпускников — это то, чем хороша Британка. Круг людей с похожим мышлением и ценностями — самое крутое, что ты получаешь помимо диплома и знаний.
Из предпринимательства в найм
После Британки меня позвали работать в крупный международный IT-холдинг в сфере финансовых технологий. За 5 лет я прошел путь от директора по маркетингу дочерней компании до ответственного за запуски новых бизнесов на развивающихся рынках. Я с нуля создавал бизнес-юниты внутри корпорации, запускал нишевые маркетплейсы и supply-платформы в агросекторе и комплементарных направлениях. Это была прекрасная школа, которая помогла отточить навыки, полученные в Британке, а заодно и познать все блага и трудности корпоративной системы. Для меня это была первая работа в найме после нескольких лет предпринимательства, а, как правило, такой переход редко бывает успешным.
Сейчас я продолжаю учиться на президентской программе в ГУУ. Мне хочется понять, как работает наша промышленность, чтобы на стыке всех моих знаний и опыта сделать что-то полезное не только для себя, но и для страны. К тому же постоянное обучение позволяет собрать вокруг себя таких же жадных до знаний и развития людей. В одиночку, без единомышленников, сложно достичь желаемого и найти тех, кто будет готов пройти огонь, воду и медные трубы. А это — одна из моих ближайших целей.